Чем консультант похож на альпиниста

Нас, управленческих консультантов, часто сравнивают с шерпами, которые сопровождают своих клиентов на пути восхождения к вершинам бизнеса. Развиваю эту аналогию.

В прошлом месяце в московских кинотеатрах прошел фильм «Эверест» -о трагедии, произошедшей весной 1996 года на высочайшей вершине мира. В 1996 на Эверест было организовано рекордное количество коммерческих экспедиций. В результате недостаточной подготовки участников, организационной несогласованности за этот сезон погибло 15 альпинистов. Две экспедиции, о которых и идет речь в фильме, при спуске с восьмитысячника попали в снежный буран и заблудились в темноте. Находясь в «зоне смерти», где из-за холода и недостатка кислорода человек не может пребывать долго, эти люди фактически были обречены на смерть. Один из гидов экспедиции, наш соотечественник Анатолий Букреев, к этому моменту уже спустился в лагерь, чтобы подготовить его к возращению остальной команды. Когда стало понятно, что основной состав участников попал в беду, Букреев стал уговаривать тех, находился в лагере, выйти на поиски пострадавших. Никто не рискнул пойти с ним в пургу, темноту, на высоту, где нечем дышать. Понять их можно – вероятность кого-то спасти найти невысока, а расстаться с собственной жизнью очень вероятно. И он пошёл один. По оценкам коллег, это была уникальная спасательная операция. Букреев несколько раз в одиночку выходил к вершине. Он находил помороженных, почти без сознания людей и по одному выносил их в лагерь. Рискуя жизнью, он спас трёх человек. Американский альпинистский клуб наградил его премией имени Дэвида Соулса, которая присуждается альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни.

После были «разборы полетов», дискуссии о правомочности коммерциализации Эвереста. Через полтора года под лавиной в горах погиб сам Букреев. Для Анатолия последний год его жизни был периодом осознания, за что организатор восхождения может нести ответственность, что он должен делать, а где кончаются его полномочия. Совместно с журналистом Де Уолтом он написал замечательную книгу

Задавая себе вопрос «Кто я?», он пришел к выводу, что его место – быть консультантом по горам, тренером. Горы – экстремальная территория, но многое из того, к чему пришел Букреев, вполне применимо в бизнес-среде. Попробую их сформулировать:

1. Консультант не может гарантировать клиенту восхождение на вершину. Слишком много факторов определяет результат – в последний момент может открыться второе дыхание, а может быть наоборот – наступить упадок сил у здорового, крепкого человека.

2. Клиент должен сам принять ответственность за риск. Через несколько месяцев после трагедии, к Букрееву обратился индонезийский Генерал Прабово с просьбой подготовить индонезийскую команду к восхождению на Эверест. Оценив возможности военных, Букреев пришел к выводу, что вероятность дойти до вершины у самых сильных не выше 30%, а вероятность погибнуть – 50. Он честно об этом сказал организатору. И объяснил, что он готов предоставить свою квалификацию, обеспечить подготовку альпинистской части экспедиции, может организовать спасательную операцию, но за желание возвести на вершину неподготовленных людей им предстояло отвечать самим. «Генерал Прабово заверил меня, что все участники его команды находились в хорошей физической форме и имели перед собой лишь одну цель — покорить вершину. В случае необходимости, по словам генерала, они были готовы отдать ради этого свои жизни. Мне было дико это слышать, но, по крайней мере, я получил честный ответ».

3. При реализации программы важно быть терпеливым и вести клиента от одной высоте к следующей. За год регулярных тренировок Букреев подготовил команду индонезийским военных к восхождению на Эверест, последовательно совершая с ними восхождения в горах на все большие высоты и все более сложные маршруты. 

4. При подготовке клиента к восхождению нужно развить не только его физические силы, но и его самостоятельность. В разрез с традиционным подходом шерп, которые даже в мелочах заботятся о клиенте, Букреев заставлял клиентов во время восхождения выполнять высотные работы: вешать перила, ставить палатки и кипятить чай – у кого на что хватит сил. Чем больше клиент действует, тем больше вероятность акклиматизироваться и дойти до вершины. 

5. Ответственность гида – остановить того, в ком он сомневается. Из 12 индонезийцев, подготовленных к восхождению, Букреев запретил выходить из лагеря девятерым, - по разным причинам, как физическим, так и психологическим. К вершине вышли трое. 

6. Правил не много, но те, которые есть, должны выполняться беспрекословно. Например, ни при каких обстоятельствах нельзя пропустить момент возвращения с горы в лагерь. Даже если клиент по-прежнему рвется вперед. Промедление часто стоит жизни. Амбиции, эйфория от успеха, слабоволие – всё должно отступить перед исполнением одного главного правила. Жизнь превыше амбиций.

7. Во время восхождения консультант должен следить за состоянием клиента и понимать его лучше, чем сам клиент. Ответственность консультанта - предвидеть события и знать, что с клиентом будет через несколько часов. Один из трех участников индонезийской экспедиции Букреева довольно легко дошёл до вершины и водрузил индонезийский флаг. Миссия группы была выполнена. Но двое других были нацелены на восхождение. Впереди было еще метров 100 до вершины, когда один из них упал и долго не мог подняться. На подъем он нашел бы силы, но на спуск его бы уже не хватило. Год назад на Эвересте гибли люди именно на спуске. Букреев наклонился над лежащим и сказал: «Ты дошёл до вершины, надо спускаться». Удивительно, но человек послушался.

8. Уважительное отношение к окружающей реальности. «Горы – это не арена, где я реализую свои амбиции, а храмы, где я исповедую свою религию» А. Букреев

12 December 2015
Sections:
Share
ru
CompanyServicesCasesReviewsExpert viewNewsContactsSearchРусский

Subscribe

Subscribe the terms of personal data processing

Thank You!

Close