Факты и смыслы: что нужно для бизнеса?
Давно стало общим местом рассуждение о том, что современная реальность создаёт вокруг нас постоянно меняющееся информационное пространство. Что потоки информации поступают к нам независимо от нашего желания и прямо с самого раннего возраста. Можно много спорить о том, насколько полезно для детского мозга такое количество стимулов и развивают ли они этот самый детский мозг или наоборот «замусоривают».
Однако, это - предмет для спора психологов, педагогов и других специалистов в области детского развития. Мы же хотели бы проанализировать воздействие информационного потока на людей бизнеса. И здесь мы вынуждены констатировать, что все обучение бизнесу и управлению строится в наше время на двух прямо противоречащих друг друга основах.
Первая - нагромождение различных индивидуальных кейсов, которые рассказывают разные предприниматели про свою жизнь или разные преподаватели про жизнь каких-то предпринимателей. При этом эти кейсы преподносятся не как частные случаи успехов или неудач определённой предпринимательской судьбы, а выдаются за правило, которому надо следовать.
Вторая - использование различных теорий управления (от управления по целям до сбалансированных показателей, от проектного управления до скрама и эджайла), в которых, якобы, кроется секрет бизнес-успеха. Мол, стоит вам внедрить у себя стратегическое планирование или описание бизнес-процессов - и ваш бизнес пойдёт в гору.
И многие верят либо в то, что научатся на чьих-то примерах, либо что им поможет чья-то теория. А беда состоит в том, что в бизнесе, который по своей природе есть отражение жизни вообще, все эти примеры, теории, обучения, ютьюбы и пересылки анекдотов по сетям делают из нашего мозга мусорную корзину. И чем больше мы учимся, чем больше смотрим и слушаем разные факты, истории и идеи, тем труднее нашему мозгу свободно размышлять о той бизнес-реальности, в которой он находится. Тем труднее нам отделять главное от второстепенного, тем сложнее нам слышать свой собственный здравый смысл, тем дальше мы от принятия тех решений, которые нам надо принимать именно на этом этапе развития своего дела.
Разумеется, мы не будем отрицать позитивную роль общего или бизнес образования. Исходный уровень необходим, но, господа, факты никогда не заменят смыслов, управленческий учёт не ответит на вопрос о целесообразности предпринимательского риска, а партнёрские отношения не описать никакой теорией. Потому что факты - это уже омертвленные события, а бизнес - живая жизнь. И в этой жизни именно смысловой уровень бытия позволяет находить решения возникающих проблем, а факты в лучшем случае служат аргументами для доказательства той или иной смысловой позиции.
Именно поэтому вечная «борьба» бизнес-подразделений компаний с инфраструктурными службами - как борьба смысла с фактом - зачастую носит такой острый характер во многих организациях. И в зависимости от того, «кто правит бал», так или иначе приоритет при принятии решений отдаётся либо смыслу бизнесу, либо факту. Самым ярким отражением этой борьбы является тема планирования: то ли мы планируем бизнес от достигнутого, т.е. от факта прошлого, то ли от своего ощущения рынка или от собственного предпринимательского драйва.
К сожалению, никто и никогда не скажет, как правильно. И наш совет всем людям бизнеса состоит не в том, чтобы говорить: делайте так и только так. Наше резюме таково: принимая управленческое решение, не упускайте из виду того, что стоит за разными аргументами и из чего они исходят. Помните, что все смысловые вопросы (зачем, что это даст, каким будет позиционирование) важнее для духа бизнеса, чем фактология прошлого (рентабельность, объемы продаж и ключевые показатели эффективности). Очевидно, что не учитывать последние нельзя, ибо тогда непомерно возрастут все риски устойчивого развития любого бизнеса. Но также опасно сводить все движения бизнеса к тому, что должно быть его рамкой и подспорьем. Не ставьте телегу впереди лошади, и принимайте любые решения, которые дают вам ощущение жизни и драйва в вашем деле!
19 October 2018