Бизнес-Грабли Клуб: «Неземные» украшения и удобные трансформеры
«Бизнес-Грабли Клуб» в восемнадцатый раз пригласил своих членов и гостей для обсуждения молодых и интересных бизнес-проектов. В этот раз, чтобы давать советы начинающим бизнесменам, эксперты клуба должны были представить себя владельцами ювелирного и мебельного бизнеса. Героями этой встречи стали Сергей Романов — основатель бренда ювелирных украшений из настоящих метеоритов «MADE IN COSMOS» и Эмиль Баязитов — создатель проекта по изготовлению мебели-трансформера «СКАНДИНАВИЯ».
Бизнес, упавший с неба
Сергей Романов решил заняться производством украшений из метеоритов благодаря своим друзьям геологам, занимающимся поиском метеоритов.
Изучив уже имеющиеся в продаже изделия, в основном представляющие из себя камушек на веревочке, Сергей решил делать что-то более изящное. Так в 2017 году появился ювелирный бренд «MADE IN COSMOS».
Сделав пробную партию украшений и начав продажи через свой сайт, Сергей заработал неожиданно большую сумму на предварительных заказах. Молодой человек понял, что люди хотят не только видеть на экране, но и брать в руки то, что покупают. Поэтому было принято решение продавать украшения вживую. Магазин открыли на дизайн-заводе «Флакон»: интерьер из старых кирпичей и торчащих балок подходил, стоимость аренды — тоже.
Через месяц после открытия магазина выручка увеличилась вдвое, а к концу 2018 года ежемесячная выручка выросла в три раза. Сейчас в проекте «MADE IN COSMOS» три партнера и целая команда: продавцы, менеджеры и ювелиры, которые дорабатывают украшения.
Прежде чем стать украшением, метеорит проходит длительный путь обработки. Очищается в Подмосковье, разрезается в Угличе, обрабатывается в Саратове, а затем попадает в Москву, где и становится ювелирным украшением. Метеорит может проходить обработку только на больших производствах, а они не всегда могут вклинить небольшой заказ в производственный поток. Приходится договариваться, искать разные варианты, чтобы не увеличивать и без того высокую себестоимость изделия.
Кроме этого, компании приходится преодолевать опасения покупателей в безопасности украшений из метеоритов. Кто-то считает их радиоактивными, другие думают, что они несут отрицательную энергию или ищут в составе метеоритов бактерии. «MADE IN COSMOS» ведет разъяснительную работу с недоверчивыми покупателями на своем сайте и в магазине, информируя о том, откуда привезен и из чего состоит камень в украшении.
Добыча метеоритов в настоящий момент никак не регулируется государством. Стоимость метеорита варьируется от пятидесяти центов до двенадцати долларов за грамм, что совершенно недорого для «штуки, которая прилетела из космоса», и, возможно, является ровесником нашей планеты — некоторым метеоритам по 4 миллиарда лет. Желающих носить красиво оформленный кусочек такого камня немало. Среди них и студенты, которые могут приобрести украшение стоимостью до трех тысяч рублей, и люди с высоким доходом, которые могут заказать гораздо более сложное и дорогое изделие ручной работы.
Сейчас проект полностью окупается, сотрудники регулярно получают заработную плату, а все дивиденды вкладываются в развитие. Бренд «MADE IN COSMOS» представлен во многих крупных торговых центрах Москвы, компания открывает магазин в Санкт-Петербурге, запустила продажи на международных торговых площадках Аmazone и Etsy и планирует выходить на рынки Европы и США.
Красивым украшениям — красивая история
Считая украшения из метеоритов новой интересной нишей ювелирного рынка, эксперты сошлись во мнении, что такие изделия при желании можно легко повторить. Поэтому советовали Сергею с партнерами срочно озаботиться защитой бренда.
Большинство экспертов рекомендовало углубиться в маркетинг, создать легенду, историю каждого метеорита, из которого сделаны украшения. Возможно, даже сменить название бренда на более звучное, короткое и яркое, запоминающееся сразу и надолго. И максимально быстро «раскрутить» бренд так, чтобы любое другое похожее изделие считалось всего лишь подделкой.
На месте Сергея эксперты начали бы продажи изделий из метеорита в магазинчиках при планетариях, музеях космонавтики, на астрономических фестивалях и мероприятиях астрономических сообществ, а также сделали бы акцент на продажах через дилеров, но в этом случае нужно работать над снижением себестоимости.
Для снятия большинства подозрений и вопросов о вреде метеорита эксперты рекомендовали Сергею получить официальный сертификат о безопасности камня, а на сайте разместить интервью известного профессора геологии, рассказывающего о природе и безвредности метеоритов для человека.
На встрече прозвучали также рекомендации о расширении линейки и выпуске серий украшений из разных метеоритов со всех точек земного шара, с разными историями, выпуске подарочных наборов: ручек, шкатулок, подставок. Сергей обещал продумать каждый из предложенных дальнейших путей развития.
Трансформеры: бытовая нагрузка
Эмиль Баязитов придумал свой проект после покупки малогабаритной студии в Подмосковье. Не сумев найти подходящую мебель, инженер-конструктор Эмиль и его жена дизайнер придумали мебель для себя сами. Они сконструировали мебель так, чтобы освобождать в квартире максимальное пространство для жизни. Так возник проект ме- бели-трансформера «Скандинавия». Вечером шкаф легко превращается в кровать, а утром снова становится шкафом, освобождая при этом хозяев от уборки постельных принадлежностей — они пристегиваются ремешками и остаются на своих местах до следующего вечера. Такая трансформация экономит не только пространство в квартире, но и время ее хозяев.
Эмиль с компаньоном Иваном Каримовым в 2017 году открыли компанию, миссией которой определили создание пространства и времени для жизни. Основной канал продаж — сайт «Скандинавии» и страничка в Instagram, для показа в натуральном виде есть и шоу-рум. Структура компании построена на внутренних продажах, когда один отдел продает результат своей работы другому и фактически является другой организацией. В проекте есть отдел маркетинга, отдел продаж, отдел ведения клиентов, отдел производства и сборка.
Все процессы в компании автоматизированы, клиент получает СМС о каждом этапе производства своего заказа, личный менеджер всегда находится на связи с клиентом.
Качество мебели, своевременная поставка и сборка — основные компоненты, от которых зависит признание клиентов и успех бренда на рынке. Самый чувствительный момент — это работа с клиентами в случае несвоевременного или некачественного исполнения заказа. Тут у «Скандинавии» есть свои «фишки»: сборщики демонтируют и выносят старую мебель, а клининговая компания собирает оставшийся мусор и полностью очищает всю мебель, подготавливая ее для дальнейшего использования. Команда прилагает максимум усилий, чтобы заказчик остался доволен. Оценки клиента компании влияют на оплату труда ее сотрудников.
Кроме изготовления мебели под заказ «Скандинавия» предлагает и готовые решения — модели изготавливаются с шагом в пять сантиметров, обеспечивая широкую возможность встраивания в квартиры разных планировок.
Компания работает в ценовом сегменте «выше среднего» — комплектующие и сырье импортные. Средний чек в «Скандинавии» 150 000—170 000 рублей. Выходить в регионы с таким чеком владельцы «Скандинавии» считают бессмысленным. Есть конкуренты, имеющие средний чек в 50 000—70 000 рублей. В планах на будущее — снижение стоимости среднего чека за счет использования материалов российского производства.
Владельцы «Скандинавии» готовы к тому, что любой мебельный гигант легко может забрать их сегмент, и уже сейчас думают о продвижении бренда и развитии компании: прибыльный бизнес охотно покупают.
Все гайки на месте
По мнению экспертов, рынок мебели для малогабаритных квартир очень перспективный, застраиваются целые кварталы недорого и небольшого по площади жилья. Люди, покупающие дешевое жилье, не будут тратить деньги на дорогую мебель. Поэтому на месте Эмиля эксперты уходили бы в жесткий эконом-сегмент рынка и делали бы типовые проекты полной меблировки, включающей кухню, которые продавались бы вместе с квартирой.
Наибольшее количество замечаний вызвала тема дробления бизнеса Эмиля: очень сложно управлять излишне нагруженной структурой, создающей почву для конфронтации и конфликтов среди сотрудников. Сохранение единого командного духа дорогого стоит, поэтому не следует делить бизнес, если нет цели продать его по частям.
По мнению экспертов, неплохо было бы придумать девиз компании, который бы сразу говорил покупателям об ответственности и качестве, например: «Все гайки — на месте».
Эксперты хвалили основателей проекта за то, что, войдя в бизнес, они думают о путях выхода из него. По мнению экспертов, уже сейчас можно присматриваться к профилю своего будущего покупателя, возможно даже начать с ним сотрудничество. А перед продажей мудрые бизнесмены рекомендовали всем собственникам отойти от операционного управления, бизнес должен уметь жить самостоятельно. Практичные советы дальновидных предпринимателей Эмиль подробно зафикси ровал.
В завершении вечера у всех присутствующих была возможность пообщаться с выступающими и экспертами лично и обсудить оставшиеся вопросы, обменяться контактами, а также сфотографироваться для репортажа на сайте «Бизнес-Грабли Клуба» и нашей следующей книги о «перекрестном опылении» между разными поколениями предпринимателей, куда будут добавлены две новые бизнес-истории.
Записала Анна Стус