Кого нельзя уберизировать?
Существуют бизнес-процессы, которые легко становятся алгоритмами. И уберизация целых отраслей показала достоинства этой системы – увеличение скорости выполнения заказа, экономия времени клиентов, конкуренции между исполнителями и, как следствие, снижение цены для заказчиков, легкость выхода новых игроков и гарантии качества услуг от объединяющие системы. Интернет предлагает большое количество как специализированных, так и универсальных агрегаторов. Но на рынке остаются компании и специалисты, которые не помещаются в матрицу. И что с ними делать, «уберы» пока не придумали. А между тем бизнесы, посредники и клиенты пока теряют деньги, время, а, главное, лояльность друг другу.
Вот такая история приключилась с одной моей знакомой. Молодая девушка, занимается благородным делом – сурдопедагог. Она помогает детишкам, которым недавно «поставили» слуховой аппарат, начать говорить. Защитив диссертацию, решила в освободившееся время взять себе еще пару частных учеников. Денег и практики много не бывает. Решила освоить новый канал продажи – агрегатор. Выбрала самый большой и известный – назовем его «Специалисты разного профиля». Стандартная анкета, проверка данных, контактные номера, указать районы, где может быть оказана услуга. Все чинно, мирно, технологично. И вот поступает первый заказ – г. Истра, Московской области. Это в 100 км от указанных в анкете районов «обслуживания». Нашему сурдопедагогу в вечернее время ехать туда часа четыре в одну сторону. Звонок менеджеру «Специалисты разного профиля», который помогает решать спорные ситуации. «Я не поеду к клиенту, это очень далеко. Почему мне вообще прислали этот запрос?». Выяснилось, что история очень простая. Сурдопедагог – профессия редкая, специалистов немного. А в агрегаторе их вообще 4 человека на всю Москву. Вот они и пренебрегают некоторыми из ограничений. Например, локацией. Стоит отметить, что за каждый отказ от клиента агрегатор понижает рейтинг специалиста, что сказывается на выдаче в поисковике внутри системы, стоимости заказа и других показателях. Следующий заказ. Локация соблюдена. Встретились, поговорили с клиентом и выяснилось, что нужен не сурдопедагог, а логопед. Опять звонок менеджеру. «Этому человеку нужен был другой специалист, почему запрос пришел ко мне? И я, и клиент потеряли время и недовольны этим». «Но Вы же может быть логопедом?» «Могу. Но зачем? Я занимаюсь глухими или плохослышашими детьми, нормой занимаются другие специалисты. У них и технологии есть, и приемы отработаны. Да и час времени у меня стоит дороже, чем у логопедов для нормы. Зачем мне этим заниматься?»
В общем, ни одного клиента от агрегатора не случилось, хотя формально «запросов» на оказание услуги было много. Только вот целевых не было, а теперь уже и не будет. В агрегаторе осталось три специалиста на всю Москву. Моя знакомая свою анкету удалила. «Сарафанное радио» - прекрасный канал продажи, она востребована, новые клиенты появляются, текущие подопечные учатся слышать и говорить, денег хватает. А свободные вечера она предпочитает проводить с семьей и друзьями.
Любая нишевая специализация оказывается «не по зубам» существующим стандартным системам. Поэтому, если Вам нужны настоящие специалисты, которые делают что-то особенное, не ищите их в агрегирующих системах, рейтингах и других «общих» местах. Скорее всего, это «просто логопеды», которые считают себя «сурдопедагогами».
21 November 2017