Савраска без узды - из истории женского предпринимательства в царской России
По случаю недавнего праздника 8 марта хочется рассказать о Вере Ивановне Фирсановой – удивительной женщине, предпринимателе и меценате. Она оставила яркий след и в истории российского предпринимательства, и в современном архитектурном облике центра Москвы, и в благодарной памяти тысяч людей.
Иван Григорьевич Фирсанов (отец Веры) был одним из представителей старинного купеческого рода Фирсановых, известного с 1732 года. В роду было несколько ветвей, в каждой ветви по 7-10 детей. Кто-то занимался торговлей и принадлежал к купеческому сословию, а кто-то становился мещанином, мастеровым или приказчиком.
Женился Иван Фирсанов в возрасте 43 лет по любви, выкрав из Института благородных девиц пансионерку – дворянку Александру Николаеву, которая был моложе его на 25 лет. Единственная и любимая, красавица-дочь Вера (1862 г.р.) ни в чем не имела отказа. Получила прекрасное домашнее образование, свободно говорила по-французски и по-немецки, музицировала. Но в одном отец был непреклонен — выдал 17-ти лет замуж за сына московского купца 1-ой гильдии Владимира Воронина против ее воли. Иван Григорьевич хорошо знал семью своего будущего зятя еще по Серпухову, знал, что тот рано остался без родителей, опекал сирот из этой добропорядочной семьи, и, выдав дочь замуж за потомка купеческого рода, был спокоен за судьбу своих капиталов. Своих денег у Воронина не было, и вдобавок он оказался патологически скуп. Молодой жене, привыкшей ни в чем не знать отказа, денег не давал. Брак не задался.
Отец умер через год после свадьбы дочери. В наследство она получила многомиллионное состояние и решила уйти от мужа. Развод по закону был возможен только по причине измены одного из супругов. Верочка предложила мужу астрономическую сумму отступных – 1 млн рублей, чтобы он взял вину на себя. Развод состоялся. Она вернула себе девичью фамилию и начала самостоятельную жизнь, много времени и сил уделяя благотворительности.
Первое, чем она занялась — вместе с матерью достроила богадельный дом дешевых и бесплатных квартир для вдов и сирот, где по их настоянию часть помещений было отдано под первую в Москве школу для слепых детей. Идея основать «убежище» на 400 человек, «старых, дряхлых и таких, кои совестятся просить милостыню, доброго поведения, всякого звания, которые по несчастью пришли в убожество и не в состоянии пропитаться своею работой» принадлежала ее покойному отцу. Этот громадный дом в модном псевдорусском стиле, с богатой отделкой фасада, рассчитанный на 400 человек и оцененный в 700 тысяч рублей, был подарен в ведомство «Московского комитета братолюбивого общества» и открыт в 1883 году. Начиная с этого времени и до 1918 года, Вера Ивановна являлась почетной пожизненной попечительницей этого дома, названного в честь ее отца «Фирсановским».
Вокруг её имения в нескольких селах традиционно жили профессиональные мастера-краснодеревщики, а в соседнем селе Лигачево открылась фабрика Зенина по изготовлению шпона ценных пород дерева. Вера Ивановна видела, что на рынке нужна более стильная мебель, чем изготовляли местные мастера. Она договорилась со Строгановским училищем и открыла в селе Алексеевском филиал, где обучались художественному ремеслу дети местных краснодеревщиков. Преподаватели училища также помогали составлять эскизы, по которым местные мастера изготавливали уникальную мебель. Сохранилась Алексеевская церковь с декоративной внутренней отделкой, сделанной руками выпускников училища. Мебель, изготовленную ими, заказывал Центральный банк; она была востребована не только на внутреннем рынке — ее продавали в Польше.
Вера Ивановна была меценатом и в сфере культуры: устраивала благотворительные концерты, спектакли с участием известных деятелей культуры: Шаляпина и Рахманинова, Собинова и Неждановой. Выручка от представлений шла на поддержку ограниченных в средствах одаренных студентов, нуждающихся деятелей культуры. Устраивала в собственных домах благотворительные выставки молодых художников.
В 1914 году, к столетию со дня рождения Михаила Лермонтова, Вера Ивановна поставила в своем имении в Середникове памятник поэту (он гостил в имении, когда оно принадлежало Столыпиным, в 1829-1832 гг.). В том же году она открыла для крестьян Лермонтовскую школу. На собственные деньги приобретала для учеников форму, книги, тетради, карандаши, готовальни. К праздникам делала подарки. Еще одну школу Вера Ивановна открыла в одном из ближайших сел, потом – приходскую – в Москве, при Ильинском Обыденском храме. С учетом школы для слепых в Электрическом переулке, это была уже четвертая.
Вера постоянно помогала многодетным крестьянским семьям, инвалидам. Когда началась эпидемия холеры, быстро выстроила холерные бараки для изоляции заболевших, снабдила их бельем, медицинским оборудованием. Эпидемия быстро закончилась, и благодарные крестьяне поставили за здравие Веры Ивановны фантастическую двухпудовую (!!!) свечу. На свои деньги Вера оборудовала рядом с Середниковым железнодорожную станцию на 41-ой версте Николаевской железной дороги. Сегодня станция называется в ее честь – Фирсановская.
В 1892 г. Вера Ивановна второй раз вышла замуж – за Алексея Ганецкого, петербургского красавца-корнета, сына генерала, начальника Петербургской крепости. По легенде, именно он вдохновил ее на перестройку Сандуновских бань, доставшихся ей от отца. Молодые предприняли путешествие в Европу для изучения банного дела. Посетили Париж, Вену, Стамбул. Пригласили лучшего австрийского архитектора Фрейденберга и заказали проект комплекса зданий, который состоял бы не только из бань, но включал бы гостиницу и сеть магазинов. На стадии согласования проекта неожиданно возникли трудности: рядом уже строили Центральный банк. Пришлось строить свою электростанцию, бурить несколько артезианских скважин, проводить собственный водопровод: воды в Москве не хватало, и получить воду из городского водопровода для бань было невозможно. Водопровод тянулся от Пречистенской набережной через центр города. А внутри бани поставили фильтры тонкой очистки воды, так что воду можно было пить прямо из бассейна.
Новый банный комплекс возводился в течение 2-х лет и открылся в мае 1896 г. Он состоял из 8 строений (еще одно – гараж для автомобилей клиентов – появилось в 1910 г.). Один корпус был жилым, с роскошными магазинами на первом этаже. В магазинах продавались велосипеды, мебель, ноты, обувь и пр. Наверху был дорогие квартиры. В остальных 7 корпусах размещалось банное хозяйство и собственно бани. В одном – мужские и женские бани по 6 копеек (на 300 и 125 человек), по 12 копеек (на 140 и 110 человек), и мужские бани по 50 копеек (на 100 человек). В другом – «нумерные» бани на 24 номера. В каждом номере была собственная парная, ванная комната с мраморной ванной и душем и кабинет для отдыха и развлечений. Эти номера стоили от 1,5 до 5 рублей. Имелись 2 бассейна: один – в 50-копеечных банях (6*12м), другой – в простонародных. Была хитрость для экономии: вода из дворянского бассейна перетекала в бассейн простонародной бани. В 3-х домах размещались технические службы: собственная мощная электростанция, современная водораспределительная станция, ремонтные мастерские и кладовые. Отделка бань была выполнена из лучших материалов: итальянского и норвежского мрамора, плитки и кафеля из Англии, Германии, Швейцарии. Стену бассейна 50-копеечного отделения украшало мозаичное панно с видом Флоренции.
Сандуновские бани в Москве пользовались заслуженной славой, многие известные люди с удовольствием посещали их. Любили захаживать купцы, в комнатах отдыха заключались сделки. Ходили и целыми семьями. А новобрачные обязательно приходили, чтобы их окатили из серебряной шайки «на счастье».
В 1901-1913 гг. доходы с Сандуновского комплекса составляли 109 250-112 385 руб. в год. Из них около 60% приносил сам банный комплекс, остальные – сдача в аренду торговых и жилых площадей в трехэтажном доме с выходом на Неглинный проезд. Доход от бань был примерно в 1,5 раза выше, чем у ближайших конкурентов, расположенных по соседству: Малышевских бань и бань сестер Хлудовых (после революции – Центральных).
Второй брак также продлился недолго: спустя 6 лет после свадьбы супруги расстались. Дело в том, что Вера Ивановна выдала мужу полную доверенность на управление ее делами и перевела на его имя Сандуновские бани. А в 1898 г. до нее дошли шокирующие слухи о связи мужа с другой женщиной. Он уехал с новой пассией в путешествие по Европе, где вел расточительный образ жизни. По совету адвоката Ф.Н. Плевако она написала прошение на имя Николая II с просьбой оказать покровительство по имущественным делам. Основанием для ходатайства адвокаты выставили «нанесение оскорбления» ее «супружескому праву». Но глава Министерства юстиции отказал в просьбе оскорбленной жене. Вера Ивановна не стала сидеть сложа руки. Она дошла до московского губернатора, великого князя Сергея Александровича, и по его ходатайству делу еще раз был дан ход. Вскоре последовал развод. В процессе скандального расставания Вера вернула себе Сандуновские бани, а заодно и девичью фамилию.
В начале XX века Вера Ивановна вступила в Торговую палату и вновь заявила о себе громким проектом в Москве. В 1903 году она, продав несколько своих владений, приступила к строительству нового магазина-пассажа на принадлежащем ей земельном участке на Петровке. Она еще раз пригласила архитектора Бориса Фрейденберга, доверив ему и русскому архитектору Сергею Калугину работу над проектом. Проект стеклянных перекрытий разработал инженер В. Шухов (впоследствии построивший легендарную телебашню на Шаболовке). Строительство Фирсановского пассажа, который мы теперь знаем как Петровский, продолжалось 3 года и обошлось свыше 1,5 млн рублей. Москвичи окрестили новый Пассаж чудом света. Один из самых современных московских комплексов своего времени получился очень просторным, его торговые ряды соединял широкий центральный проход, а благодаря высоким сводам в здание в дневное время проникало много света. Вечером же в Фирсановском пассаже включалось электричество, которое обеспечивала электростанция Сандуновских бань. В новом храме торговли разместилось более 50 магазинов, были представлены самые знаменитые российские и зарубежные фирмы. Фирсанову стали называть «самой роскошной предпринимательницей России».
Будучи похожа на отца характером и обладая несомненным предпринимательским даром, Вера Ивановна была необыкновенно хороша собой, обладала «живым темпераментом, бойким умом». Известный писатель того времени, А. В. Амфитеатров описывал ее так: «Ее красота, … ее фантастический образ жизни, ее чудесная сложность – смесь старомосковского, даже замоскворецкого, закала с парижским выпеком… До чего была хороша эта женщина!»
Сострадание к ближним, приветливость и мягкость в обращении сочетались в ней с безудержной инициативой и готовностью самой высокой ценой добиваться задуманного. Бесстрашие и жажда полноты жизни проявлялись во всем. Ее современник, певец И. Тартаков, рассказывал о фирсановских катаниях на тройках: «Верочка любила сама править, и когда садилась на козлы, – катай-валяй! Головоломная скачка, лошади уже не бегут, а несут, седоки ни живы, ни мертвы, – не знай, доедем, не знай, на первом хорошем ухабе шеи сломим... А она – она хохотала!» Сама о себе она говорила: «Я – савраска без узды».
Скончалась Вера Ивановна Фирсанова, одна из талантливейших русских предпринимателей и меценатов, настоящая русская женщина, в Париже в 1934 г.
Использованная литература:
Амфитеатров А.В. Та, кто всех прелестней.
Ульянова Г.Н. Дворцы, усадьбы, доходные дома. Исторические рассказы о недвижимости Москвы и Подмосковья. М.: Форум, Неолит, 2012.
Варенцов Н. Книга судеб. Фирсанов. Журнал «Новая Юность», 1998, №1.
Московский Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Материалы вечера, посвященного истории рода Фирсановых.
5 марта 2022