Дегенерация как путь к успеху, Или – развитие бизнеса по академику Северцову

Законы развития бизнеса и законы естественной природы действуют удивительно сходным образом, как нам уже не раз приходилось отмечать.

Вот и сейчас, по мере продолжения кризиса, все более и более глубокого погружения экономики на «дно», которое все ищут и не могут нащупать политики и журналисты, бизнес ведет себя так же, как живая природа.

С началом кризиса и по мере его углубления часть компаний попросту изменила среду обитания, превратившись в нерезидентов. Оставшиеся в большинстве своем стали отсекать от себя лишнее. Вот одна из дистрибьюторских компаний - подумала, подумала, и осуществила то, на что раньше не решалась, - убрала из своей структуры транспортную службу и перевела все доставки на аутсорсинг. Благо, транспортные логистические компании тоже в кризис поумерили ценовый аппетит и стали предельно внимательны к клиенту.

Отметились в этом тренде и строители. Эта вот компания избавляется от дорогостоящих и требующих постоянных объемов монолитных работ и переключается на более привычную и гораздо менее затратную программу сноса зданий. А вот та фирма вообще узко специализируется на мостовых конструкциях и оставляет побоку едва не десяток начатых в «тучные годы» проектов.

Да что там говорить, даже на мировом рынке такие могучие монстры, как, например, концерн Philips, тоже в своей стратегии заявляет, что он прекращает деятельность во многих ранее успешных направлениях, - вплоть, например, до выпуска телевизоров, - и сосредотачивается только на медицинской электронной технике. Население Земли стареет. Интернет развивается. Медицина развивается. Новые молодые поколения все больше заменяют телевизоры соцсетями и Ютьюбом. А возрастающим в числе представителям возрастных поколений все больше нужна медицинская поддержка. Вот отсюда вам и стратегия…

Самое интересное, что ко всем этим описанным выше вариантам поведения на рынке можно приложить один общий термин – дегенерация. И вовсе не в привычном нам ругательном смысле. А совсем в другом, гораздо более глубоком и позитивном – в том, каком его использовали в эволюционной биологии.

Вспомним в этой связи ключевые идеи нашего замечательного соотечественника, глубочайшего исследователя эволюционной морфологии, академика Северцова.

Алексей Николаевич Северцов, светлая ему память, академик трех академий – Российской «дореволюционной» до 1920 года, затем – «советских» Российской и Украинской - до своей смерти в 1936 году, конечно же, ничего не говорил о развитии бизнеса. Поскольку бизнеса в советской стране не было. А если и был, то только в свете статей уголовного кодекса.

Но зато Алексей Николаевич очень сильно продвинул исследования в области эволюции организмов.

И то, что он открыл про морфологическую эволюцию живых систем, очень даже интересно ложится на наши представления о развитии бизнеса.

Напомним в этой связи основополагающие представления Северцова. В самом популярном виде они отражены в Интернете в виде следующей картинки:

В соответствии с его утверждениями, эволюционное развитие организмов может следовать тремя путями.

Первый – это путь качественных рывков, системных преобразований, выхода на новые уровни и в новые ниши существования. Так выходит на сушу та самая кистеперая рыба и превращается вскоре – в земноводное, а еще позже земноводные развивают у себя органы дыхания и превращаются в сухопутных животных.

Второй путь, самый, можно сказать, основной – это идиоадаптация, постоянное и беспрерывное приспособление действующих органов и систем к окружающей среде, в духе «кайдзен» бесконечная оптимизация процессов.

Третий путь, обозначаемый несколько ругательным сегодня словом «дегенерация», на самом деле – тоже весьма эффективный способ эволюции, когда она отсекает в организме все лишнее и оставляет только минимально необходимое, предельно приспосабливая это к окружающей среде.

Вот как резюмируют эти взгляды сегодняшние биологи.

И действительно, мы неоднократно наблюдали варианты «ароморфоза» бизнеса, когда, к примеру, дистрибьюторская компания на глазах перерождается в розничную сеть, или в логистическую компанию. Или когда известный банк становится мощной сетевой структурой, имея один-единственный офис и переводя все формы своей активности в интернет. Или когда огромный таксопарк конвертирует все свои активы – машины, ремзоны, тысячи штатных сотрудников – в диспетчерскую службу с парой десятков служащих и становится интернет-агрегатором, ведущим бизнес на стыке клиентских запросов и ожиданий независимых водителей автомобилей такси.

В бизнесе, несомненно, также повседневно присутствует «идиоадаптация». Компании неустанно пытаются совершенствовать свои бизнес-процессы, приспосабливать свою работу к меняющимся условиям, повышать эффективность труда своих сотрудников, сокращать издержки и так далее. Вот только жизнь доставила немало интереснейших примеров, позволяющих сравнить – как отрываются компании, сделавшие один-два рывка по принципу «ароморфоза» от тех, кто решался только на повседневную идиоадаптацию. Не будем приводить имена двух компаний, которые начинали свою деятельность в одно и то же время в одной и той же продуктовой нише. Обозначим только цифры. Что в оборотах розницы, что в стоимости компаний сегодня, спустя двадцать лет, разница – порядковая. Миллиарды в валюте - у той компании, которая прошла путь ароморфоза, и десятки миллионов, как и было десять лет назад – у той, что шла путем идиоадаптации. Конечно, это может вполне устраивать владельцев бизнеса. Но речь в статье не об этом. «Идиоадаптация», несомненно, позволяет продлить время существования бизнеса и каким-то образом повысить его отдачу. Но в эволюционной борьбе это – только вспомогательный механизм, который в долгосрочной перспективе может привести и к поражению. Динозавры прекрасно приспособились к жизни в своей среде, но не выдержали ее сколь-нибудь серьезного изменения.

Но третьим путем эволюции, как видим, является именно дегенерация. Рыбы погружаются в мрачные глубины океана – и за ненадобностью теряют зрение. Птицы на продуваемых всеми ветрами Галапагоссах перестают летать и теряют крылья. Кто-то питается соками «донора» и утрачивает собственную систему пищеварения. Примеров – бесконечное количество. Смысл – один. Перемещение в нишу, очень узкая и конкретная специализация создает для живой системы неоспоримые преимущества в выживании. Ничего лишнего – и потрясающая эффективность на выбранном пути. Никакому залетевшему извне «варягу» не справиться с этой эффективностью, и потому они – не угроза. Пока существует ниша, успешно существует в ней и выбравший ее вид. Будь это хоть Мариамская впадина, хоть дно глубочайшей пещеры, хоть кипящий гейзер.

Но разве не таков и бизнес, который стремится залезть в любую щелочку, где есть потенциальный устойчивый доход и обосноваться там?

Вот сельская глубинка в Нижегородской области. Два брата – механизаторы широкого профиля, работавшие раньше и на комбайнах, и на тракторах, и на машинах, и токарями, и слесарями в совхозном МТС. А теперь, уже почти десятилетие, они водят посменно небольшой автобусик по всеми забытым деревням, по давно заброшенным автобусным маршрутам. Начальство районных автобусных сетей их в упор не замечает, а рубликов благодарных немногочисленных жителей как раз хватает на хлеб да кашу семьям. Благо, другой работы все равно в окрестностях нет и не предвидится.

Вот популярный производственный бизнес – производство пластиковой продукции. Четыре фирмы из пяти нам известных стремились по путям ароморфоза и идеоадаптациии. Начинали с выпуска пластиковых пакетов. Потом из-за нарастающей конкуренции перемещались к покупке более сложных автоматов и к выпуску более сложной продукции. Автоматы высокого давления. Экструзия. Расширение портфеля продукции. Попытка угадать, что будет пользоваться спросом в следующем сезоне и обогнать в этом конкурентов.

И рядом с ними – успешно «дегенерировавшая» фирма. В какой-то момент она свернула с пути, общего для всех. И специализировалась только на выпуске пластиковых пробочек для аптечных и парфюмерных пузырьков. Объемы здесь оказались на удивление немалыми и очень постоянными. А специализация рабочих процессов и оборудования на монопродукции позволила достичь таких показателей рентабельности, при озвучивании которых конкуренты только и могли, что зеленеть от зависти.

Другой пример – наши любимые строители. И здесь есть свои деградировавшие. Вот эта, например, компания. Которая от своих полутора тысяч человек и полутора десятков направлений деятельности оставила сорок пять сотрудников и одно направление – генподряд, да еще и в очень узкой нише – строительства энергетических сооружений определенного типа. Вся трудно получаемая документация, сертификаты и допуски собраны. Все, кроме руководителей проектов – на аутсорсинге. РП – ребята очень высокой квалификации, привязанные к компании привлекательными мотивационными схемами и пониманием того, что так, как здесь, больше никто не умеет. Производительность, в смысле выработки на человека – фантастическая. Но ведь с точки зрения эволюционной бизнесологии – это тоже движение по пути дегенерации, приспособления к узкой нишевой специализации.

Поэтому, при выборе стратегии развития бизнеса, не лишним будет еще раз вспомнить труды замечательного академика Северцова. В соответствии с идеями которого у каждого бизнеса, как и у каждого эволюционирующего организма, есть, как в сказке, как минимум, три возможных пути.

Можно попытаться пойти по пути «ароморфоза» и совершить эволюционный качественный прыжок. И это, кстати, то, о чем, как о норме развития бизнеса, говорят почти все бизнес-учебники, начиная от историй Гугла, Эппла и Микрософта до теоретических концепций «голубого океана».

Можно просто пытаться неуклонно и последовательно приспосабливаться к жизни, оставаясь в раз и навсегда выбранной нише, базируясь на когда-то успешно созданных технологиях. Если делать очередные приспособления быстро и точно, на пару десятилетий, а то и больше, запаса прочности вполне может хватить. Пока уж совсем не обгонят эти – те, кто успешно «ароморфизировал».

Но – можно и вполне успешно «дегенерировать». Резко повысив свою эффективность за счет предельной специализации. Отгородившись этой эффективностью, а если повезет – и другими способами, от попыток конкурентов проникнуть в эту нишу. Получив за счет такой специализации повышенную отдачу от бизнеса. Который, кстати, когда-нибудь впоследствии, позволит сделать инвестиции в новые ниши и новые направления при желании предпринимателей.

Таким образом, стратегически «дегенерация» оказывается вовсе не хуже других вариантов развития. Просто - надо найти удачную нишу. И хорошенечко заточиться под нее. Ну и, возможно, немножко морально подготовиться. Потому что, почему-то к «крутым» ребятам, которые делают сразу все, принято относится более уважительно, чем к тем, кто блестяще делает только одно свое узкоспециализированное дело.

22 августа 2023
Разделы:
Поделиться
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть