Мотивация: все смешалось в доме айтишников...

«Космос! Это же просто уму непостижимо, что сейчас творится на рынке! Приличного менеджера найти невозможно, а те, что есть, – просто по безумным ценам, запредельным просто… это же ни один бизнес не выдержит!!!» – так бурно выражал свои эмоции генеральный директор популярной розничной сети, по совместительству еще и ее владелец. Дело, правда, происходило в далеком 2007 году. То есть незадолго до очередного всепланетного кризиса, который позже плавно превратился в бесконечную отечественную стагнацию. А по ходу этой
стагнации в отечественной бизнес-среде плавно снизился и космический спрос на менеджеров. Но достигнутый уровень оплат труда, снизившись примерно на треть, в целом остался высоким. Инфляция…

Но вот ситуация сегодняшнего дня… Главный банк страны решил стать экосистемой (в привычных экономистам терминах это переводится как «монополия») и по этому поводу как пылесос всасывает в себя айтишников. Главный поисковик страны продолжает развивать себя во всех направлениях и также не снижает темпов набора новых сотрудников. Плодящиеся со всех сторон маркетплейсы пытаются заливать свое отставание от лидеров любыми деньгами,
и приоритетная строка в их расходах – те же кодеры, «продуктовики», архитекторы, специалисты по «джаве» и прочий айти-народ. Неспешно, но последовательно поглощают айти-специалистов государственные организации, создающие в себе специализированные «диджитальные» подразделения. Как же, ведь «Цифровизация – это наше все», – провозгласили серьезные государственные мужи и не менее серьезно приступили к реализации этого лозунга. Вдобавок к этому всему любых завалявшихся или, наоборот, инициативных айтишников с радостью подгребают под себя зарубежные работодатели, оценившие соотношение «цена – качество» применительно к программистам из СНГ-овии.

За всеми этими гигантами практически безуспешно пытаются угнаться осознавшие свое отставание от онлайн-доминанты средние и мелкие бизнес-компании, которым сегодня не хватает даже просто специалистов по 1С.

А соответственно этому новому безумию на рынке растут и ставки запросов на зарплаты. «Космос» возвращается, прочно впитавшись в айти-рынок. И при этом, как всегда в периоды ажиотажного спроса (не важно – на кадры, автомобили или луковицы тюльпанов), разрушаются все основы здравого смысла, и все базовые принципы построения мотивационных систем. Перестают работать традиционные противовесы денежной мотивации, а именно…

«Мощный бренд». – В норме множество сотрудников соглашается на достаточно скромные зарплаты, устраиваясь в организации с мощным брендом. Мало того, что сам факт работы в такой организации почетен и престижен. Вместе с этим работники прекрасно понимают или как минимум чувствуют, что сильный бренд организации со временем проецируется на них самих и становится частью их личного бренда. «О! Он работал в самой NNN!» – Это восторженное впечатление (совершенно не зависящее от качества работы человека в этой самой NNN) создает особый ореол, гало-эффект (или, если хотите, павлиний хвост) вокруг человека. Но, что самое главное, существенно повышает его стоимость на рынке. Так что, как прекрасно понимают карьерно-ориентированные граждане, стоит годик-другой потерпеть и покорпеть за незначительную зарплату в крутой компании, чтобы потом начинать «звездить» и требовать повышенных ставок в других организациях. Еще лучше – в не менее именитых, чем первая, чтобы снова поработать над повышением стоимости себя как актива.
 
Работает ли фактор «мощный бренд» на современном айти-рынке? – Несомненно. Но далеко не так выразительно, как в других сферах. Во-первых, в качестве задающего гало-эффект бренда сейчас работает даже не столько имя конкретной организации, сколько сама специализация. Как в начале XX века, когда слово «инженер» или в середине этого же века слово «физик» сами по себе были брендами, первичными по отношению к организации, в которой работал человек, так и сейчас слово «айтишник» становится бренд-символом нашего времени.

Во-вторых, сегодня известно, что мощные «брендовые» айти-компании, подобно китам, всасывают в себя столько «планктон»-специалистов, что сила их бренда несколько размывается на этой массе. И тем не менее формула «Я из NNN» продолжает сегодня звучать гордо и добавлять потребительской стоимости носителям этого заявления. Вот только на готовности кандидатов потерпеть на низких окладах до доказательства уровня своего профессионализма бренд в этой среде сказывается слабовато.

«Интересная работа». – Всегда существовала категория людей, легко готовых поступиться частью материальных благ в обмен на интересное содержание работы, на содержащие в себе вызов задачи, на такую деятельность, где они с головой и с повышенным энтузиазмом могли погрузиться в увлекательную для себя деятельность. Зачастую это было даже «оправдательным мотивом» для людей, которые переходили из одной организации в другую с понижением статуса и дохода. Не потому, что не справился или не ужился. Нет. «Предложили интересную задачу», «Там я заскучал, все было сделано, началась рутина», «Здесь я чувствую себя нужным» и так далее…

Что до современных айти-специалистов – создается впечатление, что любая работа кажется им интересной. Что, впрочем, и неудивительно. Сама эта отрасль настолько стремительно движется вперед, что с формулировкой «интересной-неинтересной» работы здесь почти не приходится сталкиваться. Гораздо более в ходу: «Это уже устарело», «Сейчас на этом уже никто не пишет», «Уже не имеет смысла так делать» и т.д. Модно быть человеком нового «писка», страшно – оказаться в рядах «олдстайла». Впрочем, поскольку отставшие от жизни работодатели, как правило, не разбираются в этой калейдоскопической смене течений и поветрий, принадлежность к «старой школе» обычно легко удается замаскировать, выставив на первый план просто принадлежность к славной когорте айти-специалистов (см. выше).

«Удобство, социальные блага и комфорт». – Как правило, организации, неспособные приманить к себе сильных специалистов ни сверхдоходами, ни брендом, ни интересными задачами, делали ставку на стабильность, комфорт, разветвленные социальные пакеты. Такой вариант общественного договора: «Мы тебе – условия, ты нам – компетенции». Возможно, в результате в организацию приходили не самые энергетически заряженные люди, но при сколь-нибудь грамотном отборе накопленных знаний и компетенций любителей спокойной жизни, как правило, хватало для того, чтобы продвигать компанию к решению ее задач.

Для современного айти-мира требование расширенного набора таких условий – само собой разумеющееся. Быть айтишником – значит, иметь возможность побольше работать дома, на удаленке. Если уж надо появиться на работе – то сделайте нам уютное пространство для общения и персональные капсулы для отдыха, как в Гугле. И, кстати, отстаньте с вашими корпоративными правилами про дресс-код. Шорты и футболка – интернациональный наряд айтишника. А где транспорт для доставки на рабочее место? А питание? А страховки? – И такой список можно расширять до бесконечности.
 
«Фан и энтертейнмент». – Современные компании, делающие ставку на молодежь, быстро поняли, что эта категория потенциальных сотрудников готова сильно поступиться в претензиях к уровню оплаты, если обеспечить им организацию рабочего процесса как забаву, как соревнование, как развлечение или праздник. Пусть это работает не очень долго, но год-два-три молодой сотрудник готов потерпеть на небольшой зарплате в обмен на царящую вокруг насыщенную событийностью атмосферу. А для экономики бизнеса этот год или три – великое подспорье…

Что же до нынешней ситуации – вот типичный пример того, что здесь происходит. К руководителю компании с растерянным лицом приходит топ-менеджер, отвечающий за электронную коммерцию. И произносит речь, лейтмотивом которой звучит фраза: «Ну, они прямо как дети»! И излагает список требований, который прислали ему сотрудники, получившие оферту от конкурирующих организаций, содержащий все, о чем написано в этом тексте. (По правде, именно из этой истории этот текст и был порожден.) В списке требований содержится буквально: 1) повышение зарплаты до уровня лидирующих западных компаний с ежемесячным (в крайнем случае – ежеквартальным) обязательным повышением; 2) отмена обязательных корпоративных правил относительно дресс-кода и требований дисциплинарного
режима; 3) возможность по своему разумению работать на удаленке или в офисе; 4) создание комфортных условий на рабочем месте; 5) увеличение количества и качества корпоративов, выездных «учебных» мероприятий. И так далее.

И это все – в одном флаконе. Или, как говорил герой популярного мультфильма, «побольше – и сразу».

И попробуйте что-нибудь этому возразить и противопоставить! Во-первых, у них у каждого первого с половиной уже на руках оферта. Для остальных, если они только захотят, такая оферта окажется у них на руках уже завтра.

А главное, они и правда – как дети.

Знаете, кстати, что самое интригующее во всей этой истории? Что именно эти «дети» сочиняют и прописывают ля нас то самое замечательное цифровое будущее, в которое мы неуклонно погружаемся с каждым днем.

P.S. В качестве робкой надежды… У гуру-компании этого цифрового мира, фирмы Gartner, есть замечательный график (см. рисунок на стр.1) , который Gartner с замечательным упорством обновляет и выставляет на всеобщее обозрение каждый год. Это график про судьбу «хайпов» или – модных трендов в развитии цифрового мира. Сначала эти тренды, «хайповые темы» вспухают как на дрожжах. И какое-то время держатся на пике интереса, спроса, моды, денег и пр. Затем, однако, наступает период острого разочарования и скепсиса, основанного на несоответствии исходных ожиданий и реальных результатов. И только еще потом наступает период относительно трезвой оценки, отчасти возвращающей стоимость идеи, – когда уже понятно, чего можно ожидать от этого тренда, а что – нереально.

Сейчас, в начале эпохи цифровизации, мы явно на вершине первого пика. Надеемся, что вскоре придет и вторая фаза, а за ней – третья. Будем оптимистами…

Евгений Емельянов
16 февраля 2022
Разделы:
Поделиться
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть