Три кусочечка колбаски… «Storytelling». «Новый взгляд» на управление фирмой. (Очередной…)
Три кусочечка колбаски
У тебя лежали на столе
Ты рассказывал мне сказки
Ну а я не верила тебе…»
(Парафраз песни группы «Комбинация»)
Сижу. Просматриваю бесконечную ленту блогов на портале всемирного профессионального сообщества управленцев и консультантов. И вдруг вижу – появилась новая тема. Называется – «Storytelling». Сначала в одном блоге мелькает. Потом в другом. Потом – в третьем…
Вообще-то странно. Этот самый «Storytelling» уже давно приходилось видеть живьем. Напишет человек в Америке какую-нибудь популярную книжку - так мало того, что ее издадут хорошим тиражом. Нет, он потом еще и ездит по всей стране и эту книжку всем пересказывает в жанре «ток-шоу». Залы собираются по несколько тысяч человек, сам в этом присутствовал. Можно и на автора посмотреть, и в его шоу поучаствовать, и вопросы позадавать, да и книжку с автографом еще получить. Море удовольствия. Но вот про «Storytelling» как жанр управления что-то раньше слышать не приходилось… Ну-ка, ну-ка, поразберемся…
Ага, вот оно… В очередном блоге на эту тему - картинка–иллюстрация. Да такая наглядная, что сразу все становится понятно. И можно оценить величие новой управленческо-консалтинговой идеи…
Итак, сначала – то, что не ново. Современная организация должна иметь три уровня управления. Ну да, приходилось и видеть, и строить такие компании… Наверху – Наблюдательный совет (он же – Совет директоров), полномочный орган акционеров Компании… Потом – Управляющий, он же Генеральный директор, он же CEO… И еще ниже – топ-менеджеры… Правда, на этой картинке только один «топ» – COO. В русском переводе это ближе всего к «Исполнительному директору». Забавно только, что, по нашей практике, когда на двух уровнях управления по одному человеку, один из них всегда оказывался лишним… Но – надо посмотреть, что у них за функционал …
И еще одна странность видна сразу. Раньше управление первого уровня, акционерное, называли словом «Governance». А то, что под ним – это уже был «Management». Теперь почему-то все три уровня - «Governance». Звучит гордо. Но работать-то, в смысле – менеджерить – в компании кто будет?
Ладно. Чем ворчать, рассмотрим картинку повнимательнее. Уровень за уровнем. Не может же быть, раз все дружно слово «Storytelling» повторяют, чтобы чего-то полезного не было…
Уровень управления 1: Intimidation
Вот уровень первый, хорошо нам знакомый. Совет директоров (Наблюдательный совет) с его Председателем (Chairman). Но как емко и выразительно обозначен на этом рисунке смысл деятельности этого института: хорошенечко напугать всех, кто ниже по иерархии! Чтобы знали и чтобы боялись! Чтобы только попробовали не выполнить! – и так далее…
Уровень управления 2: Inspiration
А вот и следующий за ним – то есть, под ним – уровень управления. Главная фигура здесь – наш лучший друг, Генеральный директор, он же CEO (Chief Executive Officer )/ Но как теперь неожиданно и смело обозначен смысл его деятельности и функционал. Получив пинка, то есть Intimidation от Совета директоров, он вовсе не напрягается, не пугается и не бежит сломя голову выполнять напряженные планы. Нет, в соответствии с лучшими традициями психотерапии, он сублимирует запугивание во вдохновение и воодушевление. Потому что его главная работа теперь – это storytelling, рассказывание «сказок», вдохновляющих легенд, рисование образов идеального желаемого будущего, стимулирование творческой активности у сотрудников, забота о талантах и прочая высоко креативная деятельность.
Уровень управления 3. Operation
Ну а на третьем уровне – понятно, что кто-то должен и землю пахать. И попытаться взлететь со всем этим… Вот там – тот самый Исполнительный директор, он же COO (Chief Operating Officer), про которого мы голову ломали, зачем нужен этот человек при живом Генеральном директоре. Но теперь все становится на свои места. Потому что раньше мы по наивности думали, что за результат, за план с бюджетом, за KPI’s, за опционы отвечает Генеральный. Но обозначенная в этой новой картине диспозиция функций снимает все противоречия. Нечего грузить Генерального всякой ерундой. Он должен вдохновлять ! – А работу работать - для этого вполне подойдет и Исполнительный…
Завтра непременно перерисую эту картинку поярче. И пойду – обойду с десяток знакомых Генеральных директоров. Ручаюсь – они будут счастливы это увидеть. Новый, свежайший тренд в управлении! Никакой грязной оперативки – только креатив! Срочно перестраиваем оргструктуру! Всем - новые функционалы и диспозиции!
И если из десятка гендиректоров восемь не дадут мне заказ на внедрение этой инновации – значит, я ничего не понимаю в этой жизни…
Вот только один мой дотошный коллега, много работающий с Наблюдательными советами и Советами директоров, когда я поделился с ним новостью об этой картине – задал дурацкий вопрос:
«А кому Генеральные сказки рассказывают? Только вниз, или наверх тоже?»
И меня тоже одно сомнение мучит. Кто же все-таки в этой вертикальной связке CEO – COO становится лишним?