Бизнес на карантине: ключевые тренды
- Первый - удешевление - понятный, простой, много раз встречавшийся во все предшествующие кризисы. Когда надо хоть что-то продать, снижение цены становится самым очевидным и легким ходом. Вот и сейчас мы наблюдаем, как скидки меняют скидки, дисконты следуют за дисконтами, акции опережают одна другую. Подавляющее большинство предпринимателей идут на этот шаг, независимо от сферы деятельности, масштабов бизнеса и даже его устойчивости. Просто потому что, когда вокруг все снижают расценки, трудно оставаться в стороне. И таких - абсолютное большинство.
Хотя мы знаем некоторых бизнесменов, которые даже в эту эпоху поставили себе задачу цены удержать на прежнем уровне. Как правило, это небольшие услуговые компании, где доля человеческого труда составляет основу себестоимости, или некоторые сервисные компании, чей бизнес в период пандемии пошел вверх. Так, нам известна клининговая компания, которая не знает отбоя от заказчиков на дезинфекцию складов.
Впрочем есть и такие компании, которые, воспользовавшись своим монопольном положением, действует прямо наперекор указанному тренду удешевления. Они без зазрения совести поднимают тарифы или меняют правила игры не в пользу потребителя, а исключительно в своих собственных интересах. Примеры всем известны - банки или телекоммуникационные компании. Вот уж кто проявил себя по полной в эти месяцы
- Второй тренд нынешнего сложного момента - ускорение. Люди постарше помнят, что этот же термин был в начале 80-х одним из символов перестройки. И вот - нате вам - ускорение 2.0. И на сей раз, как и почти сорок лет назад, это энергичное слово несет с собой заряд оптимизма и призывает к действиям.
Для бизнеса ускорение сегодня - это повышение мобильности операций, принятия управленческих решений, апробации гипотез. И - в качестве блестящего примера - реальный кейс одной производственной компании, которая, будучи совершенно загнанной в угол приостановкой своей деятельности, сумела наладить изготовление совершенно новой продукции за 7 (семь!) дней. Для сравнения - в «мирное» время на подобное уходило около года.
Так что, дорогие коллеги-предприниматели, удешевляйтесь и ускоряйтесь! И пусть у вас развивается обновленный и оптимизированный бизнес, то дело, которому все вы так преданы. Что со всей отчетливостью еще раз доказало время карантина.
15 июня 2020