Футбол и бизнес: что общего у звезд и команд?

На прошедшем чемпионате мира по футболу многих поразила игра французской сборной. Играли, мягко говоря, неважно.

Болельщики были удивлены: в кои-то веки удалось собрать столь звездную команду.

Нас же этот факт не поразил ни разу. Давно знаем, что состоящие из звезд команды в бизнесе с трудом дают ожидаемые от них результаты. И это при том, что каждая из входящих в такую команду бизнес-звезд может иметь блестящий опыт и впечатляющие личные достижения.

"Почему так? В чем секрет?" - спросите вы. Но "ларчик просто открывался". Дело, как это часто бывает, в психологии.

Настоящие "звезды" в подавляющем большинстве случаев - единоличники. Они нацелены на свой личный результат. Они борются за него. И они его достигают, не считаясь с теми трудностями, которые встречаются на их пути. И, когда мы видим, эти самые результаты, то поражаемся и восхищаемся.

Однако, быть частью команды и сопрягать свои личные усилия с усилиями других людей - не удел "звезд", будь это звезды футбола или звезды бизнеса. Вернее, это - совсем другая деятельность с точки зрения психологии.

Работа в команде требует навыков совместной, а не индивидуальной активности. Она требует, чтобы участники смотрели друг на друга, слушали и слышали партнера, понимали вербальную и невербальную коммуникацию другу друга и даже могли прогнозировать поведение коллег в тех или иных ситуациях взаимодействия.

Вершиной командности мы полагаем даже "командную энергетику" как возможность всем вместе работать в едином ритме, напрягая усилия к нужным срокам и расслабляясь после получения требуемых результатов. Это нужно и на футбольном матче, и на фокусировании общей активности бизнеса, например, в сезон. Очевидно, что эти навыки психологии совместной деятельности вряд ли могут быть сильно развиты у "одиночек".

Вот почему проигрывает французская сборная из "звезд" мирового футбола. Вот почему проигрывают часто управленческие команды в бизнесе. И не случайно один из наших иностранных бизнес-заказчиков когда-то спросил нас: " А как вы предполагаете работать с нашей командой, состоящей из звезд международного бизнеса?"

Да, работа с командами - отдельный профессионализм. И главное здесь, кроме, разумеется, подбора соответствующих задачам членов команды, еще и правильная организация адекватной совместной деятельности.

Порой приходится видеть, как совместные гулянки или пикники выдаются за совместную деятельность. Но это не так. Совместное времяпрепровождение - не есть совместная деятельность. В этом смысле лазание по горам или канатам ближе к последней, но не является деятельностью профильной. Поэтому может быть частью team building'а, но не может к нему сводится.

Реальное же формирование команд стоит начинать с поиска тех, кто готов работать на общий результат и не будет "тянуть одеяло в свою сторону". Таких людей имеет смысл собирать в команду под некую общую задачу, которую они готовы принять. Дальше функция тренера в футболе или бизнес-консультанта в компании состоит в том, чтобы найти то место в общем деле и то место в команде, которое адекватно каждому ее члену. И еще - помочь им всем вместе осознать роль каждого и тот уникальный вклад, который именно этот игрок или менеджер может привнести. Ну а потом - отлаживать, отлаживать и отлаживать совместную работу и взаимодействие всех членов команды, чтобы психологические навыки помогали профильной деятельности, а не разрушали ее.

Конечно, нельзя забывать и об управляемости команд и коллективов. Чтобы вести людей за собой тренеру по футболу или бизнес-лидеру нужны люди, которые готовы принять его верховенство. В противном случае "борьба за власть" отнимет силы, направит энергию на конкуренцию вместо кооперации и результатам станет то, что было на последнем чемпионате мира по футболу с французами.

Мораль сей басни такова: решив, каким видом деятельности будете заниматься - одиночным заплывом или командным видом спорта - под него и строить ситуацию. Для спорта это, казалось бы, давно понятно, но нет…

Что же касается бизнеса, то здесь, прежде всего, важно не подменять командную работу индивидуальным форматом. Именно с таким кейсом мы сейчас работаем. Один из трех владельцев бизнеса, забывая о своих партнерах и нарушая всеми принятые договоренности, занимается "индивидуальным предпринимательством" в компании.

Любому предпринимателю, который зачастую индивидуалист, стоит для себя решить: "я - часть компании" или "компания - это я". Если вопрос решается в пользу второго тезиса, то можно даже и не браться за формирование ни команды партнеров, ни команды менеджеров. Такому предпринимателю лучше делать бизнес одному и просто нанимать хороших исполнителей.

Если же предприниматель говорит о себе как о части компании, то для начала стоит подойти к теме согласования позиций партнеров по бизнесу, чтобы, прежде всего, стать командой партнеров. После чего имеет смысл заняться формированием управленческой команды всерьез с тем, чтобы она реально могла стать гораздо эффективней простой суммы своих слагаемых - отдельных ее членов.

Быть "звездой" или быть частью команды? - Этот выбор своей позиции надо сделать и предпринимателю, и игроку. А дальше - просто не подменять одно другим. И тогда "звезды" найдут свое место в жизни, футболе и бизнесе, а командные игроки - свое. Удачи на выбранном пути!

20 августа 2021
Поделиться
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть