Новая волна предпринимателей
Мы ждали этого момента, начиная с кризиса 1998 года. Ждали новую волну предпринимателей. Но, видимо, тогда еще пришло время. Первые предприниматели вступили в игру в конце 80-начале 90х. Мы думали, что вслед за ними придут такие же.
Оказалось все не так.
Они начали появляться на нашем горизонте только после 2008 года. Это не значит, что их не было до тех пор. Это лишь значит, что они просто были еще слишком малы, чтобы обращаться к консультантам. И это оказались совсем другие персонажи. Галерея прошедших перед нами лиц, историй и запросов – уже позволяет набросать типажи наиболее часто встречающиеся бизнесменов второй волны.
Бизнесмен по совместительству. К нам обращалось немало создателей новорожденных бизнесов, которые и прежде работали высокооплачиваемыми менеджерами, и теперь остались работать в своих компаниях. Но, получая большой доход на работе по найму, они сумели скопить первоначальный капитал, достаточный для открытия собственного бизнеса. И запускают такие бизнесы параллельно своей основной работе. Чаще всего они занимаются нишевыми проектами: небольшие рестораны, магазины, сервисы и т.п. Иногда – в той же или близкой к профилю основной работы отрасли, иногда – на совсем другом рынке.
Один из топ-менеджеров крупной сырьевой компании позвал друзей и создал с ними сеть цветочных салонов. Бренд оказался на редкость удачным, сеть быстро и успешно развивалась, все катилось как по рельсам. И вдруг - забуксовало и остановилось. Бизнесмен, имея большой объем горящих задач в качестве наемного менеджера, не мог позволить себе отвлечься на собственный бизнес. И обратился к консультантам, чтобы они помогли ему найти адекватного управляющего, либо – сами взяли предприятие под свой надзор. Совсем недавно к нам заходил еще один совместитель. Создав сеть продаж и обслуживания систем водоснабжения, он столкнулся с неуправляемостью бизнеса и бился над тем, как решить проблему, не затрачивая на это личного времени. Главная особенность «бизнесменов по совместительству»: они хотят, чтобы их малый бизнес жил и развивался сам по себе, пока они работают в каком-то большом, пусть даже не собственном деле. Если что-то пошло не так - у них нет времени разбираться. Поэтому они обращаются к друзьям, к родным, к консультантам или к менее занятым компаньонам – с тем, чтобы они держали руку на пульсе и, если надо, «тушили пожар». Естественно, что, работая в чужом бизнесе, «совместители» и к своему бизнесу относятся «как к чужому»: не болеют его болезнями, не прикипают душой и интересуются исключительно финансовым результатом. Они – прагматики, начисто лишенные в своих устремлениях «романтической» составляющей. Главный смысл собственного бизнеса для совместителя - сохранить и приумножить заработанные деньги. Он вкладывают в дело деньги, но не самого себя. Он не превращает бизнес в дело всей своей жизни. Не мечтает сделать лучшую компанию в отрасли. Или завоевать львиную долю рынка. Или создать бизнес-империю со своей уникальной культурой. В этом, пожалуй, главное отличие «совместителей» от предпринимателей первой волны, куда больше склонных к «идеализму».
Экс-менеджер. Это тоже бизнесмен родом из менеджеров и тоже с деньгами. В отличие от предыдущего персонажа, у экс-менеджера больше нет желания работать на кого-то. Оставив за плечами чужой бизнес, он пускается в свое собственное плавание. Не так давно два наших знакомых топ-менеджера, Генеральный и Коммерческий директора розничной сети, ушли на вольные хлеба и открыли собственный магазин сходного профиля с прицелом на создание сети. И теперь они, в отличие от «совместителя», по самую макушку сидят в своем новом деле. А вот другая история превращения менеджера в бизнесмена: молодой человек работал брокером в инвестиционном банке, а затем, сориентировавшись в рынке и разобравшись в технологиях, создал собственную контору на рынке ценных бумаг. Набрал клиентов, стабильно зарабатывает прибыль. В данном случае даже первоначальный капитал не потребовался. Третий персонаж – директор одного из магазинов крупной сети, накопив опыта и недовольства, уволился и открыл по соседству собственный магазин со сходным ассортиментом.
Что отличает экс-менеджеров от предпринимателей начала 90-х? Прежде всего - багаж знаний и технологий. Не нужно идти наощупь, изобретать велосипед, набивать шишки на собственных ошибках. Они точно знают, как работать с рынком и считать деньги, организовывать снабжение и продажи, работать с персоналом - все это сегодня легко ставится ими на надежные, технологичные, проверенные временем рельсы. Во-вторых, и это роднит их с «играющими менеджерами», они сильно отличаются от бизнесменов 90-х по человеческим качествам. Они знают, чего хотят, у них нет за плечами опыта жизни советского периода, они - полноправные дети рыночной эпохи. Как правило, очень амбициозные, очень расчетливые и совсем не сентиментальные. Один из них прямо заявил нам: «Что говорить о бизнесменах первой волны? Они начинали на пустом рынке, они стали успешны благодаря обстоятельствам. У них не было конкурентов. И главное - это была эпоха тотального дефицита. В отличие от них, мы просто так ничего не получим. Мы должны делать бизнес в условиях конкурентного окружения и упавшего спроса. Поэтому мы не можем себе позволить все делать просто по наитию. Мы должны считать, взвешивать и разыгрывать свои партии на десять ходов вперед».
Покоритель целины. Заметная категория предпринимателей второй волны – это вчерашние студенты, совсем молодые люди, затевающие свое дело без опыта работы в бизнесе, без стартового капитала, часто – без бизнес-образования. Три года назад молодой программист занялся продвижением и обслуживанием продуктов «1:С». За 18 последних, кризисных месяцев, он удвоил объем продаж, получил хорошую прибыль и теперь погружен в размышления – куда вложить заработанные деньги? Другой юноша, начав с двух ларьков на «Горбушке», довольно быстро смог на заработанные деньги переместиться в более «респектабельную» нишу: открыл магазин-кафе, развернул клубную деятельность, вывозит клиентов на зарубежные курорты. Третий – стартовав с двух сервисных точек на рынке, накопил на фуру и начал оказывать услуги по перевозке грузов. Дела пошли неплохо, и теперь в планах - приобретение второй фуры. Не подумайте, что сегодня все начинания в бизнесе узурпированы мужчинами. Молодая девушка, тщательно изучив все, что готов предложить нашему вниманию Его Величество Яндекс, нащупала неудовлетворенный спрос на овощи и фрукты. Заняла денег у знакомых, закупила большую партию у садоводов и огородников – и предложила всем нуждающимся - магазинам, детским садам, больницам. И теперь, заработав на этой сделке четверть миллиона, она готова к новому бизнес-приключению.
Что роднит эту совсем юную молодежь с бизнесменами 90-х? Во-первых, они вламываются в бизнес «с чистого листа», не имея ни опыта, ни дальнобойных планов, ни серьезного стартового капитала. Во-вторых, в большинстве своем они – дети случая. На них не давит опыт, не сковывают знания, ничто не связывает с каким-то конкретным рынком. Они легко могут мигрировать из одного сегмента в другой, в третий, в четвертый. А ведь точно так же начинало и 90% предпринимателей первой волны: они тоже много чего перепробовали прежде, чем найти что-то «свое» и обосноваться в нем.
А что отличает юных предпринимателей от предшественников? Прежде всего – широкое использование коммуникационных возможностей, о которых и не снилось «ветеранам». Интернет для них – не просто подспорье: это самая настоящая среда их бизнеса. Здесь они продвигают свои товары и услуги, здесь же ведут переговоры, совершают сделки, находят клиентов и подрядчиков. Чувствуют себя в виртуальной реальности как рыбы в воде. И это не просто навык: это особый менталитет, позаимствовать который старшим поколениям, пожалуй, уже невозможно.
Дети бизнесменов. Среди начинающих бизнесменов все чаще можно встретить детей бизнесменов состоявшихся. Эти молодые люди во многом похожи друг на друга, поскольку находятся в очень похожей жизненной ситуации. Как правило, родители-бизнесмены передают им часть дела, чтобы те начинали осваиваться в новой роли на небольшом «бизнес-пятачке». Новое направление в уже существующей ТВ-компании, новый проект в одежном бизнесе и т.п. Затем, в зависимости от успехов, детям предоставляется все более широкое поле деятельности. Есть, конечно, со стороны родителей и подстраховка, и наставничество, и помощь словом и делом. И, что еще важнее, - детям помогают взрослеть, ставя их перед необходимостью самостоятельного принятия все более ответственных решений.
Сталкивались мы и с более радикальными случаями, когда предприниматели пытались подвигнуть наследника на создание собственного бизнеса с нуля, со «ста долларов». К сожалению, пока мы не знаем ни одной такой истории, которая увенчалась бы успехом.
На этом можно завершить краткое знакомство с предпринимателями новой волны. Мы рады тому, что они появились. Замечательно, что они такие разные. Прекрасно, что и сегодня возможность действовать на социальном поле, быть независимым, быть свободным – притягательны для молодежи точно так же, как были притягательны четверть века назад. Пусть им сопутствует успех, пусть все у них сбудется!
18 июля 2018