Через аукцион – к единовластию
Запрос
Бизнесмены, задумавшие объединить ресурсы и построить завод стройматериалов, пригласили нас помочь разработать принципы взаимоотношений с менеджментом будущей компании. Мы выполнили эту работу, и наши заказчики начали искать людей для реализации своего замысла. Прошло время. Компания была создана, завод построили и вывели на проектную мощность, продукция была востребована и хорошо продавалась. Но в какой-то момент партнеры столкнулись с тем, что по-разному видят перспективы развития предприятия. Объединившись по двое, они образовали две группировки, каждая из которых настаивала на своем видении развития и на своих кандидатурах на управление бизнесом.
Группировки по очереди «брали власть в свои руки», и когда одна была у руля - другая критиковала и всячески принижала получаемые результаты. В какой-то момент это стало невыносимым, и партнеры снова позвали нас.
***
Наша рекомендация была простой и жесткой: либо вы все продаете весь бизнес на сторону, либо выкупаете доли друг у друга. В любом случае у бизнеса должен быть один хозяин и одно понимание целей его развития. Акционеры подумали и сошлись на том, что рекомендация их устраивает. Но как ее осуществить?
Мы предложили организовать продажу по принципу аукциона: стартовать от половины оценочной стоимости бизнеса и поднимать цену до тех пор, пока одна из сторон не откажется от дальнейшего торга. И тогда безраздельным владельцем бизнеса станет та из двух групп, которая предложит и заплатит наибольшую цену.
Результат
Поначалу столь креативный и одновременно полуигровой подход был воспринят насторожено. Но в конце концов партнеры его приняли, и задуманная процедура была реализована от начала до конца. Компания перешла в руки одной группы совладельцев. Они поставили своего управляющего, задали и последовательно провели свою линию развития, а через несколько лет удачно перепродали бизнес западному инвестору.
Вопрос власти – ключевой не только в политике, но и в бизнесе. Если мы видим разброд и шатания в компании, то сразу задумываемся: а едины ли позиции учредителей? Именно поэтому, начиная знакомство с новым потенциальным клиентом, мы просим о встрече с учредителями. Ведь оптимизировать управление «из середины» бессмысленно.