Как работают в IKEA

У IKEA в России есть розничная сеть (14 магазинов в 11 городах страны), закупочные офисы в Москве и Новосибирске, дистрибьюторский центр в подмосковных Есипове и Хоругвине, IKEA Centres Russia (управляет сетью торговых центров МЕГА и строит новые магазины), а также фабрики в Есипове, Тихвине, новгородской деревне Подберьезье и кировском посёлке Красная Поляна.

The Village сходил в московский сервис-офис IKEA и узнал, как там работается.

Собеседование

Первая встреча соискателя обычно проходит с HR-менеджером. Специалисту по подбору сотрудников важно, чтобы ценности человека совпадали с ценностями компании. В IKEA их 10, среди них — единство, энтузиазм, смотреть в лицо действительности, не останавливаться на достигнутом и другие. Конечно, на собеседовании не ставят галочки — соответствует человек ценности или нет. Важно получить общее впечатление о кандидате. HR спрашивает, например, про планы на ближайший год, главную цель в жизни и предпринимаемые шаги к её достижению. На этой же встрече соискателю подробно рассказывают про условия работы, чтобы некоторые моменты не стали для него сюрпризом после получения оффера. Допустим, не все любят оупенспейс, общение на «ты» даже с руководителем, вознаграждения, основанные не на личных продажах, а командном результате.

Все специалисты по подбору персонала руководствуются одинаковыми принципами подбора по всему миру. Поэтому сотрудники, например, «IKEA Россия» и «IKEA Швейцария» могут быть очень похожи по характеру. Для чего это нужно? В компании рассказывают, что сотрудники могут пробовать себя не только на разных должностях, но и в разных странах. Есть примеры, когда российские сотрудники переезжали работать во Францию, Германию, США или Корею.

Месяц назад завершилась история переезда сотрудника российской IKEA в немецкий офис. До этого в Германии он проработал полгода по специальной программе IKEA. Страна ему очень понравилось, к тому же там нашлись его родственники. «IKEA Германия» была готова принять его на позицию директора магазина. Но когда он начал оформлять документы на рабочую визу, оказалось, что он получил высшее образование по специальности «физик-ядерщик». Из-за этого его заподозрили в шпионаже и не захотели выпускать из страны. Тогда в «IKEA Германия» ему предложили ещё более высокую должность — для того чтобы оправдать переезд.

Но есть и противоположный принцип подбора сотрудников — культурное разнообразие. «Если бы все были одинаковые, то компания не могла бы развиваться», — считают в IKEA. То, что неприемлемо для соискателей, — это агрессия, хамство и признаки коррумпированности. Рекрутер IKEA рассказывает, что HR иногда предлагают взятку, говорят: «Помоги устроиться, мы не обидим». Но таким сразу отказывают. Вызовут подозрение и соискатели, одетые в строгие деловые костюмы, потому что это не соответствует духу компании. Чтобы пройти собеседование, необязательно быть фанатом IKEA и собирать мебель с закрытыми глазами. Сюда берут и тех, кто равнодушен к обустройству дома. Но со временем, рассказывают в компании, все становятся фанатами домашнего дизайна.

Иногда первый этап беседы с HR заменяется на ассессмент-центр. Например, такой коллективный отбор устраивают для дизайнеров интерьера. Обычно на ассессмент-центре присутствует не больше десяти кандидатов и шесть наблюдателей — сотрудников IKEA. Такой же вид отбора применяют и для внутренних кандидатов перед повышением.

Второй этап — это интервью с непосредственным руководителем. Менеджер проверяет не столько на соответствие ценностям, но и общий кругозор человека и мотивацию, смотрит на его профессиональные навыки. И заключительное собеседование — это интервью с вышестоящим руководителем.

Первые дни работы

Когда человек прошёл все стадии собеседования, ему выдаётся письмо. В нём указано, кто будет его руководителем, описаны условия работы и то, что включено в социальный пакет. Прежде чем выйти на работу, каждый новый сотрудник проходит медосмотр. В первый день работы за новичком закрепляется наставник — buddy. Он помогает разобраться с бизнес-процессами, работой разных программ, знакомит с коллегами и помогает ориентироваться в офисе.

Испытательный срок в компании называют аспирантством, по итогам которого «аспирант» проходит несложную аттестацию: устно отвечает на вопросы, заданные наставником.

В первую рабочую неделю новичков отправляют на интродакшн-тренинг. Он делится на две части: два дня в начале работы и день через два месяца после получения оффера. Тренинги ведут представители разных отделов компании — логистики, дизайна, продаж. Они рассказывают про свою функцию и задачи. Такое обучение помогает понять, как отделы связаны между собой и в чём их главная миссия. В процессе этого тренинга устраивается экскурсия по офису. А потом для новичков устраивают небольшой квест: нужно как можно быстрее найти нужный отдел, сделать селфи на фоне его вывески и спросить у коллег, чем они занимаются. Ещё одно задание: новички делятся на группы и на скорость собирают по инструкции стеллаж или шкаф.

Обучение

Каждый сотрудник два раза в год вместе с руководителем ставит себе цели на полгода вперёд. Это как профессиональные задачи, так и цели по саморазвитию. Чтобы достичь их, можно поучаствовать в тренингах. Их в арсенале IKEA около 200. Однако такой способ не считается самым эффективным. В IKEA принято обучаться в процессе работы и выполнять задания, которые будут способствовать развитию той или иной компетенции. Например, если сотрудник плохо проводит презентации, то он, скорее всего, будет выступать перед коллегами чаще и в итоге научится это делать хорошо.

В компании активно работает программа для повышения сотрудников по должности — HiPo (High Potential). Она длится восемь-девять недель в течение года. Тренинги могут проходить не только в Москве, но и, например, в Краснодаре или на одной из фабрик. Например, в прошлом году сотрудники ездили на неделю в головное подразделение компании в Эльмхульте, обучались там. Работники не только познакомились с коллегами из других стран, но и смогли пообщаться с основателем IKEA Ингваром Кампрадом.

Работа в офисе

В московской штаб-квартире нет дресс-кода: можно появиться в офисе и в джинсах, и в шортах, и в кедах. Те, кто встречается с клиентами, одеваются в деловом стиле, а работникам магазинов (от специалиста склада до директора) выдают одинаковую форму. Её после смены можно сдать в корпоративную химчистку, а забрать уже чистой и отглаженной. С формой однажды произошёл забавный случай. В магазин на «Тёплом Стане» очень хотела устроиться на работу женщина. Ей было около 55–58 лет, но выглядела она значительно моложе и была очень активной. При этом она понимала, что если напишет в анкете свой возраст, то, скорее всего, рекрутер не пригласит её на встречу. И она решила обойти это препятствие и обратиться к сотрудникам магазина напрямую. Пообщавшись с одним из них, она объяснила, почему хочет работать, и попросила помочь устроить ей встречу с рекрутером. Сотруднику она понравилась, поэтому он позвонил HR. Рекрутер провёл собеседование и решил взять её на работу. И только в первый рабочий день женщина узнала, что тот отзывчивый сотрудник был директором «IKEA Тёплый Стан».

В офисе все работают в оупенспейсе. Встречи с клиентами можно устроить в переговорках, а для отдыха приспособлены зоны для релакса. В одну из таких комнат сотрудники IT-подразделения поставили турник и игровую приставку. На этом же этаже есть и фотостудия. В ней снимают небольшую часть мебели для российского каталога. В штаб-квартире есть ещё комната для тестирования, где специалисты проводят опыты над новой продукцией. В магазине на выставочных кроватях сотрудникам спать нельзя. Но в компании рассказывают, что иногда в сети появляются фото покупателей, которые спрятались и переночевали в IKEA. Хотя, по их словам, сделать это не так просто: ночью магазин тоже работает, постоянно ходят логисты, заполняют полки товаром. Хотя это не помешало 12-летнему подростку провести неделю, прячась от родителей в IKEA.

В московском офисе ненормированный рабочий день, хотя формально он длится с 09:00 до 18:00. У магазинов график жёстко спланирован, в нём точно указано, сколько сотрудников должно быть на рабочем месте в зависимости от времени и дня недели. Иногда офисные сотрудники помогают тем, кто работает в магазинах. Так случилось перед прошлым Новым годом, когда все ринулись скупать мебель и бытовую технику. Кто-то раскладывал товары, кто-то работал на складе, а директор «IKEA Белая Дача» Юхан Сегерстеен, например, собирал на парковке тележки.

Еда в офисе

Фикой в компании называют кофе-пойнт, потому что по-шведски «фика» означает кофе-брейк. Здесь можно перекусить, разогреть еду, принесённую из дома, или поболтать с коллегой в неформальной обстановке. Кофе здесь заварной, гущу после него не выбрасывают, а отдают сотрудникам на дачу. Пообедать можно в столовой на первом этаже. Ассортимент блюд здесь гораздо шире, чем в ресторане IKEA, чтобы за неделю работы одинаковые блюда не приедались. При этом полноценный обед (первое, второе, десерт и напиток) обойдётся всего в 50 рублей. За 15 рублей сотруднику будет доступен салат-бар с неограниченным количеством салата.

Традиции и бонусы

В IKEA можно бесплатно учить английский, если это нужно для работы. Занятия проходят в группах два раза в неделю. Каждому сотруднику компенсируют 9 тысяч рублей на фитнес. Единая скидка для всех есть и на мебель — 15 %. Но размер покупок в год ограничен. Но если кто-то делает ремонт или полностью обновляет мебель в квартире, то можно попросить увеличить лимит.

Кроме традиционных бонусов, в ИКЕА работают программы мотивации сотрудников. Среди них — ежегодное премирование, собственная пенсионная программа и программа «Tack!» (в переводе со шведского означает «спасибо»). Она поощряет тех, кто проработал в компании более пяти лет.

Скандинавские традиции, как оказалось, в IKEA не возведены в культ. Да и в целом корпоративные мероприятия проводятся два раза в год: это новогодняя вечеринка и летняя («Мидсаммер» — праздник летнего солнцестояния). На последней местные шведы танцуют традиционный танец весёлых лягушат, а сотрудники поют национальные песни. Для этого каждому выдают текст с транскрипцией.

29 января 2016
Разделы:
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть