Сотрудники-миллениалы: они действительно отличаются от других или просто моложе?
Во многих книгах и презентациях говорится, что миллениалы – люди, рожденные между 1976 и 1996 годами, также известные как Поколение Y – сильно отличаются от поколения Х (рожденных между 1965 и 1975 годами) и прямо-таки радикально отличаются от поколения Бэби-Бум (рожденных в двадцатилетний период до 1965).
Действительно ли миллениалы так сильно отличаются от остальных? Или, может быть, они просто моложе?
Я изучил много материала по этой теме и готов рассказать вам о четырех правдах и одном вредном мифе про разницу между миллениалами и их коллегами из поколений X и Бэби-Бум.
Правда №1: Ваша карьерная ступень влияет на ваши интересы и ожидания от работы
Психологи давно знают, что ожидания сотрудников от работы меняются по мере того, как они набирают профессиональный опыт.
Те, кто только начинают свой профессиональный путь, более заинтересованы в развитии и повышении квалификации, чем работники со стажем, которые хотят сменить место работы. Это работает вне зависимости от того, сколько вам лет (до определенного момента, когда здоровье становится важнейшим фактором, влияющим на вашу работу – подробнее об этом ниже).
Карьерные интересы женщины 40 лет, которая вырастила детей, только что закончила колледж и теперь возвращается на рынок труда, скорее всего, примерно совпадают с интересами ее 20-летних одноклассниц. На самом деле, скорее всего, у этой 40-летней женщины может быть больше общего с ее 22-летней одноклассницей, чем с ровесницей, у которой 18 лет стажа.
В общем, если говорить о карьерных интересах, ваш возраст значит гораздо меньше, чем то, на какой ступени карьерной лестницы вы в данный момент находитесь. Миллениалы, как правило, находятся на более низких карьерных ступенях, чем люди предыдущих поколений, поэтому естественно, что у них другие интересы.
Правда №2: Здоровье и дела вне работы влияют на рабочие интересы, ожидания и потребности
«Ты знаешь, что начинаешь угасать, когда твое тело уже не может выполнить всех твоих желаний» – грустно, но это так.
Если человек 50 лет говорит, что он сейчас в такой же форме, как был в 20 – что ж, скорее, всего, в 20 он тоже был не спортсменом. Возрастные изменения физических возможностей и здоровья очень сильно влияют на то, что мы можем и хотим делать на работе.
Это относится и к внерабочим обязанностям, таким как воспитание детей и уплата аренды. Готовность сотрудников брать финансовые риски и менять место работы, не заботясь о потенциальной потере социальных выгод, сильно уменьшается с возрастом – потому, что меняются состояние здоровья и внерабочие обязательства.
Правда №3: Условия на рынке труда влияют на поведение работника
Одно из самых значимых изменений в мировой экономике за последние годы – всё возрастающий дефицит квалифицированных работников. Если говорить простым языком, это значит, что спрос на квалифицированную рабочую силу намного превосходит предложение, и с течением времени этот разрыв только увеличивается.
У квалифицированных выпускников ВУЗов, которые вошли на рынок труда в 2010, гораздо больше профессиональных возможностей, чем у тех, кто на этом рынке с 1970. Выпускники 70-х конкурировали с большим количеством людей за сравнительно меньшее число рабочих мест. Ситуация на рынке труда могла быть коротко описана так: «у компаний есть деньги, а работу хотят многие, поэтому если люди хотят получать зарплату, они сделают всё, что захочет от них фирма».
Выпускники 2014 года, особенно в сфере науки, технологий, инженерии и математики, находятся в совершенно другом положении. Предложение труда-2014 примерно следующее: «у сравнительно небольшого числа кандидатов есть навыки, которые необходимы многим компаниям, поэтому, если компании предоставят кандидатам то, что те хотят, может быть, кто-то из них будет на эти компании работать».
Причина, по которой сотрудники-миллениалы требуют от работодателей большего, чем их старшие коллеги, заключается в том, что они знают: на современном рынке труда они скорее всего получат желаемое. Люди из поколения Бэби-Бум не могли себе позволить быть такими требовательными, когда входили на рынок труда в 1970-е. Не то чтобы их запросы были меньшими, чем сейчас у миллениалов, просто в тех условиях они не могли этого получить.
Правда №4: У миллениалов другие ожидания от технологий и рабочих возможностей
Миллениалы – первые сотрудники, у которых с самого раннего возраста появился доступ к технологиям вроде смартфонов и Интернета. Это формировало их ожидания относительно того, как люди могут и должны взаимодействовать.
По сравнению с предыдущими поколениями, для миллениалов важнее мгновенный доступ к информации и людям, вне зависимости от того, где они находятся. Это, в том числе, размывает границу между рабочей и нерабочей частью их жизни. Кроме того, миллениалы – первое в истории поколение, в котором женщины могут быть более образованными и профессионально активными, чем мужчины.
Каким образом эти черты будут определять облик всего поколения – вопрос еще открытый. Например, в результате одного исследования выяснилось, что, хотя миллениалы не считают офис обязательным условием для продуктивной работы, им важны социальные аспекты работы в офисе – примерно так же, как люди ходят в магазины за общением и впечатлениями, хотя купить всё они могут онлайн.
Но в некоторых аспектах эта межпоколенческая разница влияет на рынок труда довольно явным образом. Например, традиционная модель корпоративной культуры, которая акцентирована на контроле информации и занижении профессиональной значимости женщины, с миллениалами вряд ли сработает.
Миф: желания миллениалов разительно отличаются от желаний предыдущих поколений
Более детальное исследование межпоколенческой разницы и отношений сотрудников показало, что, несмотря на прошедшие десятилетия, желания и ожидания людей от работы не особенно поменялись.
Под «детальным исследованием» я понимаю тщательно контролируемый анализ данных о профессиональных интересах, которые многие годы собирались со студентов и выпускников ВУЗов. Часть этих данных относится еще к поколению Первой мировой войны.
В результате этого исследования оказалось, что, как правило, от поколения к поколению профессиональные желания людей не меняются. Люди все так же ищут работу, в рамках которой они могли бы расти и развиваться, которая бы достойно оплачивалась, позволяла бы соблюдать баланс работы и остальной жизни, а также была бы в некоторой степени стабильна. В общем, миллениалы сейчас хотят примерно того же, чего хотели люди поколения Бэби-бум, когда были молодыми. Разница только в том, что квалифицированные сотрудники-миллениалы сейчас могут получить от работодателя гораздо больше.
Что всё это значит для HR?
Из вышеописанных наблюдений можно вынести несколько важных идей.
- Сконцентрируйтесь на людях, а не на поколениях. Применяя менеджерские стратегии, не стоит объединять людей в большие группы по поколенческому признаку и работать с ними так, будто все они хотят от работы одного и того же. Спросите их об этом! Скорее всего, вы обнаружите, что вне зависимости от возраста набор пожеланий сотрудников примерно одинаков: интересная работа, где их уважают и ценят, стабильность и безопасность в сочетании с карьерным ростом, и убежденность в том, что они могут что-то изменить в мире, чем смогут потом гордиться.
Существуют некоторые интересные межпоколенческие различия в том, что касается предпочитаемых форм коммуникации. Но когда речь заходит о базовых вещах, которые люди ожидают получить от своей работы, они гораздо больше похожи друг на друга, чем различаются.
- Подключайте к делу всех вне зависимости от года рождения. Компании, которые фокусируются исключительно на миллениалах, рискуют потерять более старших, но не менее ценных сотрудников. В мире не хватает квалифицированных и опытных работников всех возрастов, и ситуация усугубляется по мере того, как бэби-бумеры постепенно покидают рынок труда.
К счастью, с улучшением условий жизни и увеличением ее средней продолжительности всё больше людей работают до 60 и даже до 70 лет. Действительно успешные компании нанимают всех, а не только тех, кто родился после 1976. Помните, в современных условиях рынка труда 10 лет – это очень долгий срок. Компании, которые получат на десять лет квалифицированного специалиста, выиграют от этого – и неважно, будет ли ему от 25 до 35 или от 55 до 65.
- Хотите современную рабочую силу – создайте современное рабочее место. Социальные отношения и аттитюды поменялись – теперь люди ждут, что работодатель будет относиться ко всем одинаково вне зависимости от пола, возраста и этнической принадлежности. Особенно это важно, когда дело касается женщин. Если в вашей организации существуют предубеждения относительно найма и продвижения женщин, вы можете потерять более 50% всех кандидатов.
Кроме того, изменения в технологиях привели к тому, что люди иначе относятся к рабочему месту и возможности его менять. В современных условиях будет особенно трудно компаниям, которые исповедуют традиционный способ измерения эффективности – по времени, которой сотрудник проводит в офисе. Помните, квалифицированные специалисты ожидают, что вы будете платить им за то, что они делают, а не за то, где они сидят.
Отличаются ли сотрудники-миллениалы от коллег из предыдущих поколений?
Да, но в основном потому, что они моложе.
С другой стороны, миллениалы с рождения живут в современном мире; на них не влияют традиции и ложные представления о том, какой «должна быть» работа. Они сконцентрированы на том, какой работа может быть.
Старшие коллеги могут многому научиться у младших в том, что касается карьерных возможностей в будущем. А более молодые сотрудники, наоборот, могут извлечь полезные уроки из историй старших о том, какой была их работа в прошлом.
25 февраля 2016