7 лайфхаков, которые нужно знать предпринимателям
На прошлой неделе я был в Мельбурне, в Австралии, и разговаривал с группой студентов из университета Deakin о предпринимательстве. Позже, когда я уже собирался в аэропорт, один из них подошёл ко мне и спросил: «Мистер Тукаки (я чувствую себя стариком, когда дети меня так называют!), можете назвать семь вещей, которые вы хотели бы рассказать о предпринимательстве себе самому в подростковом возрасте, чтобы не провалиться в первый же раз?»
Отличный вопрос! Я подумал над ним несколько минут и сказал вот что:
Бездействие – корень всех неудач
Во времена, когда я открывал свой первый стартап, я слишком долго медлил и просто размышлял о своих идеях. Мне было всего 18. Когда пришло время воплощать идею в жизнь, кто-то уже опередил меня, и мне оставалось только жалеть, что мой конкурент не просто воплотил в жизнь свою мечту, а еще и заработал на ней кучу денег! Той моей идеей, еще в начале 90-х, был веб-сайт для путешественников, который должен был стать предшественником Lonely Planet. Я считаю, что когда имеешь дело со стартапами и вообще с предпринимательством, именно бездействие является корнем всех бед!
Неудачи случаются. Поднимись, отряхнись и начни снова
Только когда прогорел мой второй стартап, я понял, что, действительно, перед тем, как добиться успеха, придется пройти через череду неудач – как и многим до меня. Из поражения можно вынести урок: где ты ошибся, а что сделал правильно. Нужно просто остановиться и найти пробелы в своих знаниях, навыках и опыте. Если ты не признаешь своих ошибок, значит, отказываешься от уроков, которым тебя пытаются научить другие люди и сама жизнь. А если не соблюдаешь осторожность и не делаешь выводов из прошлого опыта, то жизнь впоследствии может нанести тебе действительно тяжелый удар, оправиться от которого будет непросто. Что здесь можно посоветовать? Неудачи случаются. Усвой нужный урок, поднимайся и двигайся дальше.
Подготовка, подготовка и еще раз подготовка
Не думай, что твоя идея «выстрелит» легко и просто. Исследуй рынок, следи за действиями конкурентов, начинай с простых шагов. Первый мой стартап был бы куда более успешен, если бы я правильно определил цену за свои услуги. Это был образовательный воркшоп, за участие в котором я установил слишком высокую цену, поскольку ошибочно думал, будто предоставляю лучшее качество. А у моих конкурентов были и хорошее качество, и репутация, и текущие клиенты. Мне не нужно было повторять этот урок дважды: как только ты устанавливаешь цену за пределами, в которых работает этот рынок, дела у тебя сразу становятся плохи.
Прекращай думать и начинай записывать
Я представлял свой второй стартап – образовательную компанию – перед инвесторами, и думал, что легко справлюсь: что вся нужная информация у меня в голове, да еще у меня и презентация есть. Ну что ж, это было довольно глупо. Надо было прописать бизнес-план, как следует разобраться в бухгалтерском учете и финансовых прогнозах, а не просто выдумывать все это на ходу. Я понял, что инвесторы слышали всё это уже сотню раз; они хотят убедиться, что вы подумали обо всех аспектах вашего будущего дела. А это можно сделать, только написав бизнес-план и выучив его назубок.
Не думайте, будто знаете всё. Нет никакого «Я» в предпринимательстве!
К тому времени, как я начал работать над третьим своим стартапом – технологической компанией – я усвоил урок, который получил, когда не смог раскрутить свой первый бизнес. Я тогда не понимал, что ни в предпринимательстве, ни в командной работе не может быть никакого «Я». Другими словами, мне стоило бы осознавать, что навыков у меня недостаточно, не быть заносчивым и не строить из себя всезнайку. Если бы я это понимал, мне удалось бы собрать вокруг себя сильную команду, и мы наверняка смогли бы придумать гораздо лучшую стратегию и бизнес-план. Командная работа и нужные люди вокруг – это не менее важно, чем наличие капитала.
Выясните, хотят ли люди покупать ваш товар. Не думайте, что это обязательно так!
То, что вы считаете свою идею гениальной, еще не значит, что она на самом деле такова! Вы можете утверждать это, только если провели исследование рынка и точно знаете, что на ваш продукт или услугу есть спрос. Не важно, стартап это или социальное предпринимательство. Кроме того, откуда вы знаете, что кто-то уже не реализовал вашу идею, если вы не в курсе, кто еще есть на этом рынке и как у них идут дела? И еще, даже если ваши потенциальные конкуренты не особенно успешны, это не обязательно значит, что они никуда не годятся – может быть, из этого рынка просто нечего выжать.
Построив компанию, не ждите, когда клиенты к вам придут. Постройте, найдите клиентов и приведите их сами
Когда я работал над вторым своим стартапом, я думал: давайте просто сделаем сайт, потратим 20000$, и клиенты сами к нам прибегут. Когда это не сработало, мы сказали: ладненько, давайте дадим рекламу в местном издании о торговле. Проблема с первым подходом была в том, что мы разрабатывали сайт не для клиента, а для себя: так, чтобы нам самим нравился дизайн и наши фото в разделе «О нас». Глупее не придумаешь. Потом мы дали рекламу, потому что это было довольно дешево, но знаете что? То издание практически не читали пользователи информационных технологий – то есть как раз те, до кого мы хотели достучаться. То есть мы могли бы потратить на веб-сайт всего 5000$ (зачем покупать Роллс-Ройс в ситуации, когда вполне можно обойтись Тойотой?), а вот на рекламу на нужных нам площадках стоило бы потратить больше. Поэтому не делайте свой продукт в надежде, что клиенты сами к вам придут и всё у вас купят. Вам нужно знать свою аудиторию, уметь ее находить и убедить людей в том, что вы можете предложить что-то очень нужное им.
Даже если мамочка вас очень любит и говорит вам, что ваша идея потрясающая, правда в том, что почти все матери так говорят. Это не значит, что идея на самом деле хороша.
Как же отреагировал на мои советы тот самый студент? Он сказал: «Это очень мудрые слова. Особенно те, что про неудачи».
Поэтому важно читать не только вдохновляющие и мотивирующие посты. Конечно, стоит изучать биографии успешных людей, но помните: все с чего-то начинали, и все могут рассказать много историй о своих трудностях. Именно трудности учат нас новому; и только учась новому, мы добиваемся успеха.
15 марта 2016