Слияния и поглощения – тактика или стратегия?
Карл Старк (Karl Stark) и Билл Стюарт (Bill Stewart) – руководители и сооснователи компании “Avondale”, специализирующейся на стратегическом консалтинге для растущих компаний.
Сделки поглощения являются средством для достижения цели, но сами по себе целью не являются. Важно понимать это различие при составлении своей программы развития.
Слияния и поглощения – это тактика, а не стратегия. В чем же различие?
Стратегия по своей сути представляет собой план, выстроенный из ряда альтернатив, предназначенных для достижения цели, которая укрепляет бизнес-модель. Стратегия может состоять из альтернатив, предусматривающих участие (какие рынки, какие сегменты и каких клиентов обслуживать) или конкуренцию (как конкурировать на этих рынках, в этих сегментах и среди обслуживаемых клиентов). Успешные предприятия развивают стратегии, обеспечивающие их конкурентными преимуществами и/или позволяющими им работать на привлекательных для них рынках.
Для сравнения, тактика – лишь конкретное средство для реализации стратегии.
В одном из годовых отчетов “Hewlett-Packard” указано: “Наша долгосрочная стратегия сфокусирована на приумножении нашего комплекса технических средств, программного обеспечения и услуг по мере того, как мы адаптируемся к меняющейся/гибридной модели обеспечения и использования информационных технологий в связи с растущим освоением облачной обработки данных и увеличением спроса на решения”. Далее в отчете компании говорится: “Чтобы успешно осуществлять эту стратегию, нам нужно продолжать развивать нашу бизнес-модель, традиционно ориентированную на технические средства, в сторону модели, включающей больше программного обеспечения и предоставление услуг более высокого качества. Кроме того, нам нужно продолжать развивать фокус нашей организации навстречу обеспечения наших клиентов интегрированными IT-решениями”.
Вы могли бы интерпретировать эти две цитаты следующим образом: стратегия “HP” заключается в том, чтобы выйти на рынок облачной обработки данных, конкурируя за счет достаточно широкого комплекса технических средств, программного обеспечения и услуг, чтобы стать более конкурентоспособными в области обеспечения информационных технологий. Они планируют сделать это, сместив свой фокус внимания с технических средств на услуги и решения по обеспечению информационных технологий.
Каким образом “HP” смещают свой фокус внимания и реализуют стратегию? Вот где в дело вступает тактика. Они могли бы инвестировать в НИОКР для разработки новой технологии, создать совместное предприятие, не делать ничего или приобрести желаемые решения.
Заметьте, что в самой стратегии не идет речи о приобретении компаний или избавлении от существующих структурных подразделений. Слияния и поглощения – это лишь одна потенциальная мера, которую “HP” могут предпринять для реализации своей стратегии. В итоге это может оказаться единственным способом реализации стратегии для компании, но для “HP” это тактический шаг, а не цель.
Почему необходимо видеть эту разницу? Когда компании рассматривают слияния и поглощения в качестве стратегии, они рискуют забыть о том, как создать ценность с помощью своих бизнес-моделей, сделав акцент на тактике, не имеющей четкой цели. Это может привести к неудачному поиску решений, разрушающим ценность сделкам и отсутствию ясности в том, что должны делать другие отделы организации для достижения цели. Для многих компаний слияния и поглощения – это инструмент, и, как любому другому инструменту, ему нужно назначение, чтобы он был полезен.
(Конечно, есть и исключительные случаи, такие как группы сферы прямых инвестиций, чья бизнес-модель представляет собой слияния и поглощения, но даже им все же необходимо разрабатывать стратегию, отличающую их от конкурентов).
13 января 2019