Легко ли посчитать прибыль?
К нам обратился владелец автопредприятия с просьбой разобраться в причинах убыточности бизнеса. Среди выявленных причин главной и особенно курьезной оказалась одна: способ расчета амортизации.
Основная часть техники взята компанией в лизинг и амортизация по каждому автомобилю начислялась в размере лизингового платежа в отчетном месяце. Срок полного погашения стоимости машин (их выкупа) - около четырех лет. То есть автомобили, срок службы которых составлял 8-11 лет, амортизируются в ноль за четыре года. При этом в компании сложилась практика не приобретать по 1-2 машине в год, а обновлять автопарк сразу крупными партиями. Так вот что, оказывается, лежало в основе "экономической неэффективности" предприятия! Просто наступил тот период, когда старая техника уже распродана, а по той, что была в наличии, платежи лизингодателю еще выплачивались. И амортизационные затраты начислялись в размере, более чем вдвое превышающем долю физического износа автопарка, т. е. фактического "расходования" техники за отчетный период. Картина "экономической катастрофы" усугублялась еще и тем, что в отношениях с лизингодателем произошли некие события, в результате которых за последние полгода лизинговые платежи еще чуть ли не в два раза превысили обычный размер выплат. Что, собственно, и увело прибыль ниже нулевой отметки.
В картинках и графиках мы показали владельцу всю игру цифр в кривом зеркале учет. Показали, как взлетит под облака прибыль после того, как компания рассчитается с лизингодателем. И в какую пропасть она обрушится, когда машины вновь придут в негодность и компания заменит их по лизингу новыми. И вот что ответил нам заказчик: "От принятой методики расчета амортизации не откажусь. Потому что хочу иметь прибыль не в отчетах и не на бумаге, а в реальных деньгах на счетах компании".
Желание, конечно, уважительное. И если говорить о "деньгах на счетах", о превышении приходов над выплатами, то лизинговые платежи действительно нужно вычитать из поступающей выручки. Но при чем здесь эффективность деятельности автопарка? При чем здесь прибыль, если словом "прибыль" назван чистый денежный поток? Фактически заказчика беспокоили не прибыль и рентабельность, а совсем другое: наступил период, когда бизнес перестал приносить живые деньги или даже вынужден был жить в долг. Но ведь это обычная картина для любого инвестиционного проекта! Почти всегда есть начальный период, на протяжении которого вложения превышают отдачу. И если цель владельца - не привлекать заемные средства и всегда быть в плюсе по денежному потоку, то значит, что нужно просто рассчитывать и планировать под эту задачу графики продажи старых машин и обновления автопарка. И обеспечивать такое соотношение между выкупленной и не выкупленной техникой, чтобы выручка от использования и той и другой покрывала в том числе и лизинговые выплаты.
+++
В первое десятилетие становления российского бизнеса нам часто приходилось заниматься внутрикорпоративным экономическим просвещением, в том числе и первых лиц. Позже, с приходом в бизнес образованных экономистов и финдиректоров, нужда в этом, казалось бы, должна отпасть. Не тут то было! Да, профессиональные финансисты и экономисты есть практически во всех не слишком маленьких компаниях. Но живут в них какой-то отдельной жизнью и не спешат нести в массы свет экономической науки. А владельцы живут своей жизнью, со своими собственными представлениями об экономике, о прибыли, инвестициях и прочих волшебных словах!