Невербальный язык власти: как повысить уверенность и высокий статус

Когда вы готовитесь к произнесению важной речи или к презентации, тратите ли вы время на оттачивание своих аргументов? А ведь это один из наименее полезных способов использовать ваше драгоценное время. На самом деле, это может даже навредить вашему выступлению.

Я вспомнил об этом совсем недавно, когда прочитал статью в Стэнфордской онлайн бизнес-школе. Статья называлась «Как изменить свое положение». Годами я сам использовал именно эти слова в Public Speaking International. Поэтому я был счастлив увидеть в статье Кейтлин О’Тули такое точное отражение моих собственных мыслей.

Как эффективно использовать собственную энергию

Так как же использовать свое время перед важной презентацией? Если будете пытаться выучить свою речь наизусть, то лишитесь способности быстро соображать по ходу пьесы и говорить понятно и убедительно. Когда я был актером, то не раз убеждался в том, что так оно и есть. Зубрить слова перед выходом на сцену бесполезно: тогда вы в лучшем случае будете монотонно выдавать свои реплики. Что вам действительно нужно – это приготовиться жить в настоящем моменте.

Для актеров это означает «настроиться» на своего персонажа, проживать его жизнь на сцене секунду за секундой. Если вы бизнес-спикер, вам могут оказаться полезны театральные техники для бизнес-тренингов; кроме того, вы лучше научитесь жить в настоящем моменте. Этого можно достичь двумя способами: 1) Научиться чувствовать себя комфортно, когда вы стоите перед другими людьми, обращаетесь к ним с речью и пытаетесь в чем-то убедить; 2) Обращать внимание на язык тела и учиться эффективно его использовать. Сосредоточиться на одном или сразу обоих аспектах невербальной коммуникации будет для вас гораздо полезнее, чем в последнюю минуту переписывать свою речь и потом выглядеть и звучать как робот.

Как укрепить свои позиции и позиционировать себя как лидера

По словам Деборы Грюнфилд, социального психолога из Стэнфордской школы бизнеса (она цитируется в статье О’Тули): «Ваш статус определяется физическими характеристиками и невербальными сигналами. Люди определяют, насколько вы компетентны, меньше чем за 100 миллисекунд». Дебора утверждает, что людей убеждает вовсе не качество ваших аргументов, а то, как вы их преподносите. Например, ваши речевые качества влияют на приятие или неприятие людьми вашей позиции практически в пять раз более, чем собственно ваши доказательства (цитата по: Kathleen O'Toole, "The Way You Stand Can Affect Your Standing," Stanford Business School online, Spring 2012, p. 31.)

Что же это за речевые качества, которые помогают вам утвердить свое положение и приобрести власть над аудиторией? Я выделяю 5 вокальных инструментов, которые помогут вашему голосу звучать более живо, интересно и привлекать внимание:

  • Энергичность и упор на отдельные слова
  • Изменение интонации
  • Ритмичность
  • Паузы и тишина
  • Качество голоса

Используете ли вы эти инструменты, чтобы придать своему голосу выразительности, которая заставит ваших слушателей слушать? Здесь вам нужно разнообразие, нужен энергичный стиль: с изменениями интонации; с движениями, связанными по интенсивности с возбуждением или задумчивостью, которую вызывают ваши слова; использованием пауз и тишины для достижения наибольшего эффекта; с хорошо поставленным голосом, если не глубоким и богатым, то по крайней мере приятным для слуха. Легко забыть, какую огромную роль в языке тела играет голос; многие люди забывают. Убедитесь, что хорошие голосовые данные – это часть вашего «лидерского образа», средство достижения высокого статуса.

Как излучать уверенность всем своим телом

Действительно ли возможно, как написано в заголовке этой статьи, с помощью языка тела приобрести не только статус, но и уверенность в себе? Я уверен, что так оно и есть. Спросите себя, например, что такого есть в людях, которые привлекают наше внимание и завоевывают интерес? Очевидно, у них есть какая-то власть. Но какая?

Они физически излучают эту власть и уверенность в себе. Большинство спикеров хорошо разбираются в том, о чем говорят, и многие бизнесмены и профессионалы испытывают настоящую страсть к своему делу. Однако фишка в том, чтобы излучать вовне эту любовь к своей теме. А это означает эффективное использование невербальной коммуникации.

Например, посмотрите на этих двух женщин-спикеров. Какая из них держится уверенно, а какая очевидно чувствует себя не в своей тарелке?

Amy Lockwood         Camille Paglia

В аудитории телепатов нет. Они воспринимают только то, что мы им даем. Если мы всем своим видом просим их присудить нам низкий статус, так они и сделают. Но если мы используем язык тела, чтобы стоять и двигаться как люди, облеченные властью, именно это впечатление они и получат от нашей речи или презентации.

Практические рекомендации для эффективной невербальной коммуникации

  • Научитесь правильно располагать себя в пространстве. Репетируйте вашу позу и движения перед зеркалом. Занимаете ли вы все пространство, что полагается вам как спикеру, или пытаетесь минимизировать свое присутствие? Станьте «большим» настолько, чтобы полностью владеть сценой, где вы стоите.
  • Поработайте над осанкой! Если стоять прямо для вас проблема, представьте, что к вашей голове привязана нить, которая уходит вверх в бесконечность. И кто-то тянет вас вверх, постоянно и мягко, медленно и непрерывно выпрямляя вас. Никакого напряжения: ваша осанка должна быть ровной, но не застывшей.
  • Используйте «открытые» жесты, а не «закрытые»; «включающие», а не «исключающие» (например, не указующий перст, а открытая ладонь). Делайте шаг к человеку из аудитории, когда он задает вам вопрос, или хотя бы наклоняйтесь в его сторону. Посмотрите, как премьер-министр Гордон Браун показывает, что готов услышать вопрос из аудитории:

И, пожалуйста, не бойтесь выходить из-за кафедры, если вы чувствуете, что вам надо это сделать. Помните, вы всегда можете использовать пустое пространство на сцене или подиуме!

И наконец, запомните, что эмоции вызывают физическую реакцию, но верно и обратное. Если вы примете уверенную и властную позу, вы действительно почувствуете себя более устойчиво и профессионально, и ваша аудитории мгновенно почувствует разницу.

Основные тезисы этой статьи:

  • Пытаться улучшить свою речь в последнюю минуту – контрпродуктивно.
  • Вместо этого потренируйтесь комфортно стоять и двигаться перед аудиторией.
  • Как и актерам, бизнес-спикерам нужно жить в настоящем моменте, чтобы быть эффективными.
  • Язык тела может повысить не только ваш статус, но и вашу уверенность в себе.

Научитесь правильно занимать пространство и использовать нужные жесты, чтобы хорошо выглядеть.

26 марта 2015
Разделы:
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть