«6 Сигм» иссушают креативность персонала

«А теперь я хочу сказать вам кое-что, и я имею в виду, что это наилучший и наиболее безопасный способ действий - я не верю в процесс. В жизни, когда я интервьюирую потенциального нового сотрудника, и он говорит мне, что «все дело в процессе», я рассматриваю это как плохой признак… Проблема состоит в том, что во множестве больших компаний процесс становится заменителем мышления. Вас побуждают действовать подобно маленькому приводу в большой машине. И, честно говоря, это позволяет вам держать людей, которые не очень сообразительны, которые не очень креативны».

Elon Musk, основатель «Space-X and Tesla Motors»

Если вы работает в сколь-нибудь крупной компании, велик шанс, что вас обяжут пройти тренинг по методике «6 Сигм» или по одной из многочисленных техник, подражающих этой методике. Ведущие тренинга напомнят вам, как это в свое время случилось со мной, новообращенных религиозных фанатиков, истово распространяющих свою веру. Просто представьте себе, что кому-то удалось скрестить сайентологов и свидетелей Иеговы и смачно переложить эту смесь на темы развития бизнеса.

Согласно официальной версии «6 Сигм» - это систематизированный и организованный метод оптимизации стратегических процессов, разработки новых продуктов и развития сервиса. Этот метод базируется на статистических выкладках и научной методологии и имеет целью значительное снижение дефектов продукции, используемой потребителями.

Не волнуйтесь, если вам покажется, что вы здесь не все поняли. Считается, что даже Верховные Лин-Мастера - Черные Пояса 6 Сигм не могут довести до неподготовленных людей до конца смысл этого определения. Потому что «6 Сигм» - это и не статистика, и не наука. Вам нужно просто пройти через тренинг «6 Сигм», чтобы претендовать на то, что вы понимаете, что это значит.

Что ж, давайте попробуем разобраться.

Мнимые истины Шести Сигм

В статье о теории «6 Сигм», опубликованной в Journal of Operations Management за 2008 г., Р. Шредер (R. G. Schroeder) дает несколько важных определений. «6Сигм - это подход, нацеленный на повышение производительности через управление данными для определения ключевых причин бизнес-проблем и оптимальных способов их решения».

Также здесь утверждается, что «6 Сигм – это бизнес-процесс, позволяющий компании существенно улучшить свою прибыльность на основе реструктуризации и мониторинга каждого бизнес-направления таким образом, который минимизирует затраты и потери ресурсов и увеличивает удовлетворенность клиентов». И далее: «6 Сигм – это дисциплинирующий, основанный на статистике подход для улучшения качества рабочих процессов и конечного продукта», а также «стратегия менеджмента, требующая изменения корпоративной культуры организации».

Главная и наиболее важная цель подхода «6 Сигм» - это минимизация вариабельности организационных процессов на основе использования достаточно болезненных мероприятий, распространяемых на всю компанию. Эти мероприятия включают в себя обучение специалистов, структурирование способов действий и применение методов измерений к рабочим процессам.

Это подобно тому, что происходит с нервными клетками при эпилепсии. По мере повторения припадков, разнообразие нервных клеток сокращается. А сокращение этого разнообразия опустошает мозг.

В применении к деятельности бизнес-компании «6 Сигм» действует аналогично организационному эпилептическому припадку.

Рыночные корпорации должны удерживать достаточно непростой и парадоксальный баланс между двумя полюсами оси. С одной стороны, они должны работать на достижение немедленной выгоды для акционеров – и здесь «6 Сигм» показывает свою силу. С другой же стороны, корпорации нуждаются в новых идеях для разработки инновационных продуктов. Только сохранение равновесия между этими полюсами способно дать компании очень труднодостижимое качество, называемое «конкурентным преимуществом».

Метод «6 Сигм» аналогичен организационному эпилептическому припадку.

Человеческий мозг, разнообразие и креативность

Единственная система во вселенной, о которой мы знаем, что она способна быть инновативной – это человеческий мозг. Но для этого наш мозг нуждается в свободе, длительных периодах праздности, позитивных эмоциях, низком уровне стресса, случайных событиях и «шумовом фоне», а также в чаепитиях в саду с друзьями – и тогда он способен быть креативным. Правда состоит в том, что невозможно одновременно двигаться двумя путями. Пока мы еще бьемся над тем, как заставить робота заняться творчеством, люди остаются единственным источником инноваций в обозримом будущем.

Мозг человека активно ищет и находит свои собственные вариации. С каждым новым приобретаемым нами опытом наш мозг необратимо изменяется. Эти изменения становятся все более глубокими и стабильными, если мы не упускаем возможности обрести новый опыт. Это позволяет нашему мозгу консолидировать то, что он поглощает и интегрировать это в наше новое самоощущение, извлекая смыслы из этого опыта.

Этот процесс отличается от опыта к опыту и от человека к человеку. Неврологи обнаружили, что главная часть этого процесса происходит в коре головного мозга в бодрствующем состоянии. Но без отдыха активная работа мозга невозможна.

По моему опыту, то, на что единодушно жалуются сотрудники большинства крупных организаций, всегда так или иначе связано с «процессом». Каждый опросник для сотрудников, который я видел внутри таких компаний, показывал в своих результатах, что люди увлекаются «процессами» в последнюю очередь и обычно очень негативно к ним относятся. Если вы хотите найти верный способ убить рабочую мораль, индуцировать распространение цинизма, остановить инновации и подчинить людей безмозглой бюрократии, почему бы вам не внедрить у себя метод «6 Сигм» или любое его подобие.

Возможно, наиболее прочищающим мозги относительно всех этих процессов является тот факт, что все независимые, к сожалению, очень немногочисленные исследования эффективности метода «6 Сигм» показывают, что его утверждения о повышении прибыльности бизнеса являются по меньшей мере очень сомнительными.

Иными словами, «6 Сигм» отнимет ваше время, но оно не работает.

Комментарии к блогу:

Venkatesh Govind: «Я знаю, что ваши утверждения крайне непопулярны. Но они истинны».

Jon B. Roberts: «Я встречал множество «черных поясов» системы «6 Сигм», которые обладали более чем скромными управленческими навыками. Программы «6 Сигм» и система их поясов подобны тому, что делается в американских общеобразовательных школах. Вас учат здесь правильно заполнять тесты, а не вооружают знанием жизни».

Coretta Yume H.: «Слава Господу, нашелся кто-то, кто имеет достаточно здравого смысла и смелости, чтобы сказать об этом на публичном форуме. Эта система подобна прохождению стандартизованного тестирования. Нормализация людей, чтобы они мыслили как роботы. Ирония состоит в том, что мы живем в мире, который, кажется, приветствует инноваторов и тех, кто меняет правила игры. Почему же тогда многие компании и отрасли обращаются к «нормализации» креативного мышления загоняя его в ригидные рамки, подобно системе «6 Сигм»?

Marilou [Louie] Myrick: «Вы отметили очень важные вещи. Это привлекло мое внимание, потому что сейчас я готовлю статью на ту же тему. Меня интересует ваше мнение о моей гипотезе: "Слишком много лидеров не способны поддерживать постоянно высокий уровень достижений. Поэтому они (подсознательно) надеются скорректировать свое неэффективное лидерство организационными системами, делающими упор на процессах и структурах, подобно методике «6 Сигм».

Keith Vallencourt, PE CSSBB CPIM: «Вот краткий конспект моего знакомства с системой «6 Сигм» (и в этом контексте это также относится к Демингу, Джурану и Кросби – но не относится к работам Стиллса-Нэша-Тагучи, системам «Cost of Quality», «Total Quality Management», etc, etc):

С течением времени каждая компания или организация накапливает залежи проблем и недоработок, о которых все знают, но относительно которых ни у кого не хватает времени, власти или способностей, чтобы их исправить. Они – как камушек в ботинке, а не как сломанная нога, поэтому люди предпочитают немного перетерпеть и продолжать двигаться дальше.

Возьмем «6 Сигм». Избранные сотрудники проходят через мельницу двухнедельных тренингов для «Черных поясов» (производство «черных поясов» скоро станет уже специализированной отраслью в швейной индустрии). Остальная часть организации получает в это время поверхностные представления о системе на небрежно проводящихся тренингах, тогда как топ-менеджеры выражают свои неизменные восторги мудрому решению руководства. И вот оно начинает действовать!

На первых порах «6 Сигм» демонстрируют успех, как все мероприятия, которым оказывают большую публичную поддержку. Под нажимом сверху эта программа НИКОГДА НЕ ПРОВАЛИВАЕТСЯ. Но по истечении года или двух, когда все плоды, висящие низко к земле, обрываются, организация остается со сложными задачами, решение которых требует энергичных структурных преобразований. К этому времени общее разочарование неудачным внедрением «6 Сигм» становится открытым секретом. Большинство двухнедельных волшебников – обладателей черных поясов – явно демонстрируют, что они не так хороши, как на них надеялись. Показатель ROI прирастает ниже ожиданий, ни один из потенциальных чемпионов не демонстрирует ни энергии, ни живучести, ни политической воли для движения вперед, – и «6 Сигм» постепенно умирают, без официального отпущения грехов и без похорон.

Еще раз хочу подчеркнуть, что когда проекты «6 Сигм» добиваются успеха, чаще всего это меньше всего зависит от самой этой программы. Обычно это происходит по той причине, что менеджеров проектов нацеливают на реализацию стоящих перед ними задач, не отвлекая их каждые десять минут на тушение пожаров и затыкание дыр. К несчастью, мы живем в культуре, которая убеждена, что если ты не делаешь десять дел одновременно, то ты не делаешь ничего, а императив о том, что для реализации проекта надо собирать менеджеров в кулак, а не бить по цели растопыренными пальцами, просто неприемлем для многих. Какая жалость».

Gail Wallace: «Если «6 Сигм» - такой замечательный процесс, то почему Моторола почти исчезла из виду и не имеет никаких инноваций после Motorola Razr? Я сомневаюсь, что их торговая марка «6 Сигм» была использована Гуглом. Может быть, как раз инновативная и креативная культура Гугла повлияла на то, что Моторола вернулась к сотовым телефонам? – Пища для размышлений…»

26 мая 2015
Разделы:
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть