Хочешь быть лидером? – поучись у пиратов!

Франческа Джино - профессор BA, автор программ обучения руководителей в Harvard Business School. 

В знойную жару летом XVIII века пиратский корабль проплывал вблизи побережья Вирджинии, когда дозорный приметил торговое судно на юге. Пираты начали атаку, осыпая торговое судно каскадом мушкетных пуль и гранат. Рулевой торгового судна бросил штурвал, и корабль покачнулся, позволяя захватчикам подняться на борт, размахивая топорами и тесаками. Позади них, сквозь дымку, появился капитан. Его большую грудь пересекали пояса с кинжалами и пистолетами. Черные ленты развевались в его заплетенной бороде. Самый страшный пират своей эпохи, печально известный английский налетчик Черная Борода, захватил еще один корабль.

Обычно пираты ассоциируются у нас с насилием, воровством и хаосом — все это бесспорная правда. Однако мы вряд ли задумываемся о том, что такой человек, как Черная Борода, умел потрясающе вдохновлять и повелевать своей командой. Оказывается, пираты были дальновидными во многих удивительных и полезных направлениях. Вот три из них, которые показались нам интересными для понимания принципов лидерства.

Каждый имеет равный голос. Для многих моряков в открытом море торговые суда были плавучей диктатурой. С благословения владельца судна капитан обращался с членами экипажа по своему усмотрению, часто жестоко. Моряков били, перегружали работой, недоплачивали, а иногда морили голодом. Моральный дух был низким. Несогласие каралось как мятеж.

Пираты, напротив, практиковали революционную форму демократии. Чтобы обеспечить бесперебойную работу судна в течение нескольких месяцев подряд и предотвратить бунт, пираты голосовали, кто должен быть капитаном, устанавливали пределы его власти и гарантировали членам экипажа право голоса в делах судна. Они также избирали квартирмейстера, который помимо своих основных обязанностей (разрешения мелких споров и распределения припасов и денег) выполнял функцию сдерживания власти капитана.

Кроме как в пылу сражения, когда капитан принимал на себя все командование, ни один человек не управлял остальными. Капитан и команда голосовали по всем вопросам: куда идти, у кого красть, как лучше красть, что делать с пленными. А когда правила оспаривались, решение принимало жюри из членов экипажа, а не капитан. При достаточном количестве голосов команда могла не только разжаловать или уволить капитана, но даже отправить его на остров или сбросить в море.

Чувство сопричастности – сильная вещь. Любой пират мог подать жалобу или выразить беспокойство, не опасаясь расправы, поскольку члены экипажа были защищены «статьями» – по сути, конституцией, разработанной для каждого корабля. Статьи составлялись демократическим путем и требовали единогласного согласия перед началом экспедиции. В них определялись права и обязанности экипажа, правила разрешения споров, а также поощрения и страховые выплаты для обеспечения храбрости в бою и компенсации раненым членам экипажа. Эти статьи давали всем членам экипажа чувство личного участия: они чувствовали, что их действия имеют значение.

Важны навыки и самоотдача, а не происхождение. Плавая в открытом море, пираты подбирали моряков разных рас, религий и этнических групп, что создавало космополитическую среду. Хотя на суше было распространено рабство, в море, например, чернокожие пираты имели право голоса, имели право на равную долю добычи, могли носить оружие и даже избирались капитанами экипажей. Отдельных пиратов ценили за их компетентность и трудолюбие; их происхождение и цвет кожи не имели значения. Более того, пираты знали, что, совершая набеги на корабли работорговцев, они получали лучшие команды. Корабль Черной Бороды был, пожалуй, более прогрессивным и справедливым, чем американское или английское общество того времени.

Выбрали бы они именно вас в качестве лидера? Независимо от отрасли или роли, мы все стоим перед выбором, как руководить на работе: в наших отношениях, в наших командах и в наших компаниях. Мы можем бравировать своей должностью, делать акцент на собственных достижениях или привлекать к себе внимание громким голосом. Или мы можем думать как пират, добиваясь того, чтобы каждый человек в нашей команде «имел равный голос в текущих делах» – как у управлявшего кораблем валлийского пирата Черная Борода, известного захватом наибольшего количества судов в золотой век пиратства. Мы можем стремиться к тому, чтобы каждый человек чувствовал личную заинтересованность в успехе команды. Мы можем не ограничиваться половой и этнической принадлежностью, а повышать квалификацию и трудовую этику.

Согласно одному исследованию, проведенному среди более чем 800 сотрудников, те, у кого было сильное чувство сопричастности к своей организации – когда они чувствовали, что имеют равный голос и равные доли в результатах работы команды, – были более преданными, удовлетворенными и продуктивными. Когда ответственность за идеи и проблемы становится общей, а не сосредотачивается в руках небольшого числа людей, работники и их организации процветают.

Пиратские капитаны служили по воле своей команды, что означало, что они понимали, что должны заслужить доверие своих товарищей по команде. Наша трудовая жизнь была бы совсем другой, если бы мы придерживались такого же образа мышления, ежедневно задавая себе тот же вопрос, что и Черная Борода: «Являюсь ли я тем капитаном, которого моя команда выбрала бы сегодня в качестве лидера?» Этот вопрос может сосредоточить наше внимание и энергию на тех самых условиях, которые помогут всем членам нашей команды преуспевать и добиваться значимых побед.

По мотивам статьи: https://www.exed.hbs.edu/blog/post/what-pirates-teach-us-about-leadership.
© Перевод ШАГ Консалтинг, 2022

17 января 2022
Разделы:
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть