Бизнес-Грабли Клуб: Что вам облегчит жизнь? — Мебель-трансформер и фитнес «у дома»

В сентябре состоялась 45-я встреча Бизнес-Грабли Клуба. Она была посвящена обсуждению двух бизнес-проектов. Первым выступил Эмиль Баязитов, совладелец компании «Скандинавия», производителя современной трансформируемой мебели для людей, ориентированных на высокое качество и стиль, при этом ценящих функциональность, свободное пространство, компактность и вариативность. Особенность такой мебели — возможность быстро, одним движением, трансформировать пространство и изменять назначение мебели. Это уже второе выступление руководителя «Скандинавии» в Клубе. Первое состоялось 4,5 года назад, когда Эмиль, тогда еще начинающий предприниматель, представил свой небольшой мебельный стартап на суд экспертов. Проект начался с того, что молодая семья — двое дизайнеров — после покупки малогабаритной студии в Подмосковье сконструировали мебель для себя так, чтобы освобождать в квартире максимальное пространство для жизни. Так возникла идея производства дизайнерской мебели-трансформера, которая экономит не только место в квартире, но и время хозяев.

На сентябрьской встрече основатель «Скандинавии» рассказал о том, что изменилось в бизнесе за прошедшие годы, поделился историей своего успеха. Темой выступления стали ответы на вопрос о том, как построить бизнес, полученные предпринимателем на основе обобщения собственного опыта управления компанией.

Эмилю есть чем гордиться: за 4,5 года удалось стать лидером в своем сегменте мебельного рынка. Сегодня это уже не стартап, а устойчиво работающая и развивающаяся компания. Появились новые направления бизнеса. Среди клиентов немало медийных персон, топ-менеджеров застройщиков и известных ИТ-компаний. В «Скандинавии» работают 80 человек. Важное достижение — неформальная дружеская атмосфера в команде при высокой технологичности и автоматизации рабочих процессов. Выступающий рассказал о трех принципах, которые легли в основу его бизнеса и, по его мнению, могут помочь начинающим предпринимателям. Первое — нужно мечтать. Ведь любая реально существующая вещь первоначально была создана в мечтах какого-то человека. Именно мечты определяют устремления, выборы, прилагаемые усилия и в целом траекторию достижений предпринимателя. Важное дополнение: чем больше цель, тем сильней становится команда, приходят сильные руководители, способные эти цели достичь. Другими словами, большому плаванью — большой корабль. Сегодняшняя мечта — построить холдинг, создать управляющую компанию, объединяющую под общим управлением разные проекты и направления, и тем самым выйти на следующий уровень развития бизнеса.
 
 
Второй принцип — окружать себя людьми, которые будут поддерживать мечты и цели, помогать их достигать, но ни в коем случае не обесценивать и не разрушать. Бизнес-Грабли Клуб как раз и является, по мнению Эмиля, хорошим примером такого содействующего окружения. Здесь начинающий предприниматель встречает людей, которые заинтересованы в его развитии и успехе, стремятся не откинуть любую, даже странную, идею, а искать возможности ее реализовать. Помимо поддержки повезло получить ценные советы от участников Клуба: идею работать с застройщиками, включать мебель в ипотеку, совет выйти из операционного управления перед тем, как задумываться о переходе на следующий этап развития управления бизнесом. Реализация этого совета позволила переключить фокус внимания на развитие нового направления, передав операционное управление партнеру.

Наконец, третий принцип, которым имеет смысл руководствоваться при создании бизнеса, — постоянно повышать компетентность — свою, как предпринимателя и руководителя, и своих сотрудников. Недостаточная компетентность ведет к ошибкам, которые неизбежно приводят предпринимателя к разочарованиям, прежде всего в своих силах.

Динамика бизнеса «Скандинавия» произвела сильное впечатление на участников встречи. Вопросы касались стратегии дальнейшего развития, в частности, за счет чего планируется увеличить выручку. Эксперты предлагали разные варианты действий, но согласились с тем, что в силу ограниченной емкости мебельного рынка трансформеров, существенный рост продаж и масштабов бизнеса возможен только при выходе в другие сегменты мебельного рынка, характеризующиеся на порядок большей емкостью, хотя и высокой конкурентностью. По мнению основателя «Скандинавии», преимуществом, дающим шансы на победу в жесткой конкурентной борьбе на новом рынке, могут стать сформированные за годы работы компетенции в маркетинге и продажах (в том числе очень сильная и наиболее высокооплачиваемая команда продавцов), а также отработанные технологии поставок и исполнения заказов, способные эффективно «переваривать» большие объемы.
 
 
Второй проект представляли Олег и Олеся Сиденко — сооснователи проекта «Спорт Дом». Это круглосуточные фитнес-студии без администраторов. Идея создания автоматизированного фитнеса у дома 24/7 возникла в 2019 году. Помещение для первой студии было найдено в жилом комплексе «Солнечная система» в подмосковных Химках. «Спорт Дом» предоставляет все услуги фитнеса, кроме бассейна. Посетители студии могут самостоятельно посещать как групповые, так и персональные тренировки, записавшись и оплатив подходящий сеанс. После записи вход в студию осуществляется по QR-кодам. Администрирование производится в удаленном режиме, участие и временные затраты удаленных администраторов минимальны. Главная ценность для клиентов — экономия времени (близость к дому), круглосуточная доступность. Для бизнеса такая модель позволяет сократить операционные издержки.

Запуск проекта состоялся в январе 2020 года. Пережив две волны пандемии, предприниматели убедились в том, что идея «фитнеса у дома» рабочая: клиенты посещают занятия, довольны сервисом, советуют друзьям. Когда COVID пошел на спад, спрос на услуги студии начал расти. Было принято решение открыть вторую студию. Правда, выяснилось, что используемое CRM-решение плохо подходит для фитнес-индустрии, встала задача разработки собственной CRM и мобильного приложения. Продажа собственных CRM-решений и клиентских приложений рассматривается как перспективное направление бизнеса, причем не только в сфере фитнеса, но и в других похожих областях (коворкинг, квартиры на час и т.п.). Получить средства, необходимые для финансирования таких ИТ-разработок, планируется за счет продажи франшизы на услуги автоматизированного фитнеса, а также путем привлечения инвестиций для развития проекта. Главный вопрос, который стоит сегодня перед основателями проекта: как продавать свои разработки и построенную модель бизнеса?

В ходе обсуждения эксперты в первую очередь попытались получить более ясный ответ на вопрос: о чем бизнес? Предполагается зарабатывать на услугах фитнеса или ИТ-разработках? На какой бизнес нужно искать партнеров по франшизе? Кроме того, сама задача специально разрабатывать свой CRM при наличии множества подобных предложений на рынке показалась неочевидной, а цель недостаточно понятной. Ведь создавать специальное ИТ-решение под свои нужды довольно дорого и часто неэффективно. При этом востребованность круглосуточного фитнеса вблизи от дома, наличие клиентской ниши сомнений у экспертов не вызывала. К самой идее такой услуги участники встречи отнеслись с одобрением. Отвечая на вопросы экспертов, создатели проекта «Спорт Дом» подчеркнули, что пока не сделали окончательный выбор в пользу той или другой модели своего бизнеса, пытаются просчитать наиболее прибыльный вариант развития.
 
 
Эксперты отметили, что в целом в данном проекте речь идет о разных категориях клиентов. Это и пользователи услуг фитнеса, и тренеры, а с другой стороны, это предприниматели — инвесторы и партнеры по франшизе. И советы в каждом случае могут быть разными:
  • Если планируется развивать именно услуги фитнеса, ориентируясь на потребности конечных пользователей, возможны и другие варианты продуктов — такие как, например, онлайн-тренеры. Тут имеет смысл пробовать эффективность нескольких продуктовых линеек внутри данной услуги. Но для этого нужно всерьез погрузиться внутрь данной предметной области и выбрать свою нишу.
  • Если иметь в виду клиентов-предпринимателей, то сегодняшние финансовые условия сотрудничества представляются недостаточно интересными для инвестиций. Отсюда и рекомендация: прежде чем продвигать франшизу, имеет смысл повысить доходность фитнес-студий.
  • Полезно изучить зарубежный опыт, а также посмотреть шире на другие локальные сервисы, работающие максимально автоматизированно (парикмахерские без администраторов, прачечные самообслуживания и т.п.), — возможно, у них есть, что позаимствовать для своей модели развития. Важно правильно расставить приоритеты и усилить в проектной команде компетенции в маркетинге и продажах, которых сегодня не хватает, тогда как компетенции в ИТ сегодня превалируют и, как показалось, уводят команду от реальных задач развития бизнес-проекта.
  • После того как удастся отладить продажи продукта, можно попробовать найти несколько партнеров, открыть с ними новые фитнес-студии, отработать бизнес-модель и лишь после этого переходить к продвижению франшизы. Франчайзи можно искать среди арендодателей, мотивируя их к получению дохода от неликвидных помещений, которые, как правило, не сдаются в аренду.
  • Другие эксперты предложили не связываться сейчас с франшизой, а сначала доработать бизнес-модель фитнес-студии и искать инвестора для развития этого проекта, по крайней мере в пределах Московского региона.
В завершении встречи Олег и Олеся поблагодарили участников за глубокое заинтересованное обсуждение, за множество новых идей и полезных рекомендаций.

Записал Игорь Можаровский
18 декабря 2023
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть