Бизнес-Грабли Клуб: Время собирать камни

Кардинально изменилась наша жизнь, а корабль Бизнес-Грабли Клуб идет своим курсом. 15 декабря 2022 года состоялась предновогодняя, уже 41-я встреча профессионалов, бизнесменов и бизнес-леди, просто хороших людей и наших друзей.

Декабрьская встреча была необычной: мы давно хотели посмотреть, есть ли и какие долгосрочные эффекты от нашего группового консалтинга, и пригласили выступавших когда-то в Клубе «новичков». Молодые предприниматели рассказали о своих результатах: какие рекомендации экспертов они использовали, что получилось, какие выводы сделаны, как изменился бизнес за это время, какие задачи решают они сегодня. Три предпринимателя — три истории развития бизнеса.

 
Опять инструкции…

Алексей Лисовицкий, директор по стратегическим коммуникациям Spider Group и стартапа FASTEP представлял свой проект в Бизнес-Грабли Клубе в апреле 2020 года. Алексей тогда стал первым выступающим в онлайн-формате и в этот раз воспользовался этим же каналом. Направление проекта FASTEP — разработка платформы с пошаговыми инструкциями для пользователей техники и инженеров. Основные партнеры компании сейчас — предприятия промышленности (машиностроение) и производители и продавцы бытовой техники.

В прошлый раз эксперты, «примерив на себя» («Если бы это был мой бизнес…»), предложили:
  • четко обозначить ЦА и запросы;
  • обратить внимание на нишевые сегменты;
  • пробовать выйти на глобальный рынок;
  • ускориться, т.к. через 2–3 года конкуренция увеличится;
  • рассмотреть возможность получения патента;
  • выйти на рынок обучения персонала.

Время скорректировало жизнь и задачи, но проект за это время решительно продвинулся!

Развитие AR отложить, акцент на фото: смотри и делай


Команда начинала бизнес с идеи представления инструкций к технике в дополненной реальности, но это оказалось долго и очень дорого для клиентов. Дополненную реальность сдвинули на вторую позицию, заодно пересмотрев ее технологическую базу на основе взаимодействия с заказчиками, а тем временем сконцентрировались на более простых решениях.

Понятно, что к любому агрегату при покупке прилагается инструкция — что уж говорить о сложных станках. К ним прилагаются тома инструкций и описаний, большие неповоротливые базы, в которых невозможно быстро найти нужное. Ребята решили сделать инструкции, понятные для потребителей, при помощи обычных фотографий. Фотографии деталей и узлов прибора или станка на каждом этапе показывают, что нужно делать, чтобы запустить процесс или что-то исправить. Понять такие инструкции сможет абсолютно любой человек, создать тоже. Продукт FASTEP помогает пользователям справиться с любыми проблемами до обращения в техническую поддержку (здесь возникает комплексный выигрыш от экономии и репутационных бонусов для ритейла), а инженерам помогает тратить на решение задач минимум ресурсов. Сейчас с помощью редактора FASTEP можно за несколько минут сделать инструкцию для любого агрегата: нужно просто сделать фотографии процесса и дать краткий комментарий. Информацию из инструкции можно частично или полностью использовать в описаниях других бизнес-процессов.

Что удалось сделать

  • Прошли во второй раз Московский акселератор.
  • Вошли в Сбер 500.
  • Работали над привлечением инвестиций, получили рекомендации и мнения.
  • Заключили договор с Ситилинк (проект закрыт в связи с известными событиями и пертурбациями на рынке бытовой техники).
  • Сделали виджет для сайтов, теперь можно интегрировать инструкции в интернет-страницы.
  • Победили в Open Innovation Tour 2022.
  • Подготовились к гранту РФРИТ (Российский фонд развития информационных технологий).
  • Стали первым российским членом Metaverse Forum.
  • Ведутся постоянные переговоры и доработки редактора, намерены в течение нескольких месяцев представить новую версию для закрытого тестирования.

На какие грабли наступили, какие выводы сделали

Ребята осознали, что изначально не были сделаны нужные шаги в маркетинге. Идею нужно было проверять, чтобы избежать «пустых» действий. Теперь действует правило marketing first: не начинают, не посчитав, или без конкретного запроса от клиента; маркетинговый бюджет на проект определяется и согласовывается в самом начале.

Еще некоторые правила, пришедшие с опытом.

Сначала найти покупателя, потом реализовывать идею. Не поняв бизнеса, не идти на поводу у клиента и не делать изменения в продукте. Любые доработки делать только под оплачиваемые заказы, иначе эти доработки могут остаться «себе на память». Не бежать вперед, не определив отношений с клиентом.

В кризис нужны готовые решения, нельзя идти к клиенту с сырым продуктом или неупакованными разработками.

Если команда теряет мотивацию, нужно или поднимать мотивацию, или менять команду. Команда должна иметь право голоса. Нужно слушать и слышать ценных сотрудников.

Самые лучшие переговоры, рукопожатия — это еще не коммерческий контракт. А самое важное — уметь находить правильных людей. Это действительно помогает и решать многие вопросы, и находить клиентов.

Можно и нужно извлекать выгоду из невыгодных ситуаций.

В конце презентации Алексей призвал: «Цените свои ГРАБЛИ, берегите их, рассказывайте о них!»

Вопрос по поводу выхода на международный рынок Алексей прокомментировал так: FASTEP видит себя российской компанией, которая находится в выгодной позиции, на понятном рынке, и не видит сейчас необходимости релокации в другие страны, а также выхода на их рынки до освоения родного. Однако, если появится конкретное предложение, компания готова начать работу.

Эксперты искренне порадовались результатам компании за два с половиной года и дали еще несколько советов по поводу работы с импортным оборудованием и инжиниринговыми государственными центрами.
 
Как заработать художнику

Кристина Диковицкая, художница, владелица бренда CHRISDIART, представляла свой начинающий бизнес в Бизнес-Грабли Клубе в 2018 году. Ей тогда, «если не изменить подход к себе и бизнесу», предрекали месяц-два на рынке. Сейчас ее бизнес понятен, устойчив и приносит прибыль.

Картины можно носить… на себе


Кристина — классическая художница, которая хотела «нести великое в мир». Однако жизнь заставляла думать и о материальном. Живопись была ее жизнью, но, как любой девочке, ей была интересна и мода. Как-то на выставке в Италии ее вдруг осенило, что картины можно носить на себе. Эврика! Так можно соединить живопись и моду!

Звездные контакты

Свитшот с картиной Крис сделала для себя. Сразу посыпались заказы от подруг и друзей… но все как-то быстро закончилось. Что делать дальше? Эксперты посоветовали Кристине активно выходить в социальные сети, и она пошла на курсы. Одним из заданий было написать письмо блогеру и предложить свой продукт. Недолго думая, Кристина написала Эвелине Хромченко, главному редактору модного журнала L'Officiel. Ответ Эвелины «Я хочу носить вашу птицу» дал мощный заряд Кристине, и дело пошло. Многие российские звезды сделали заказы. Важно, что автор не потратила ни копейки на рекламу!

В 2020-м Кристина запустила новую линейку и повысила цены. Она договорилась с собой и определила нишу бизнеса — luxury-сегмент. Ей удалось установить контакт и с зарубежными звездами. Первый заказ сделала стилист Бритни Спирс и Мадонны, которая написала: «Для меня будет гордостью носить ваш костюм».

Дарю волшебство

Сегодня Кристина не та девочка, которая пришла в Грабли-Клуб в 2018-м. Сегодня она — уверенная бизнес-леди. Определена ниша, кор-продукт, стратегия, есть швейные цеха. Ее клиенты — состоявшиеся сильные женщины. А почти все уверенные и сильные женщины хотят волшебства, и они получают его в костюмах от Крис. С отличным качеством.

В процессе ответов на вопросы оказалось, что планируется выход мужской линейки, — у наших мужчин тоже появилась надежда на волшебство.

От всех сыпались слова восхищения — бизнес Кристины, и правда, очень красивый, на ее продукцию всегда будет спрос. Тем более что сегодня многие западные бренды уходят. Чувствовалась уверенность «хозяйки» в правильности выбора направления развития бизнеса. Однако наши эксперты не были бы экспертами, если бы не нашли, что рекомендовать на будущее:
  • подумать о «второй ноге» бизнеса (другой ценовой сегмент, дополнительный продукт, например, аксессуары);
  • подумать о бизнес-партнере и инвестициях (но подойти к этому очень взвешенно: перед выбором партнера нужно продумать все детали соглашения, в том числе, как с ним расходиться, в случае чего…);
  • не терять креативность и не превратиться в жесткую бизнес-вуман!

Спасибо за развод!


В конце встречи было представлено видео от (к сожалению, заболевшего) Алексея Котова, владельца компании PRAVILO, одного из ранее выступавших в Грабли-Клубе, а впоследствии ставшего клиентом ШАГ Консалтинг. Алексей рассказал о том, как он «расходился» со своим партнером при помощи ШАГа, — все прошло мирно и конструктивно, бизнес был сохранен, и компания живет. Алексей искренне поблагодарил ШАГ за помощь, обещал выздороветь и приехать рассказать о результатах бизнеса более подробно.

В финале встречи организаторы поздравили участников встречи с наступающим Новым годом: все получили подарки с набором креативных новогодних открыток от ШАГа за прошлые годы и статьями основателя компании Евгения Емельянова. Бонусом к приятному общению стал легкий фуршет. А некоторые участники даже нашли потенциальных клиентов и партнеров!

Записала Елена Елизарова
21 марта 2023
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть