Чемодан без ручки
Помните загадку: и тащить невмочь – и бросить жалко? Думаете, чемодан без ручки? Это бы еще полбеды. Беда – не в отсутствии ручки. А в том, что набит чемодан старьем, которым никто уже не воспользуется. А ведь тащим, тащим. Из квартиры в квартиру, с дачи на дачу, с чердака на чердак. Не про нас это? Не похожи мы на своих дедушек да бабушек? А уж менее всего похож на них современный бизнесмен? А если честно? Люди – они и в бизнесе люди. Вот несколько зарисовок с натуры. Из «чемоданной» жизни бизнесменов.
Бизнес без ручки
Многие розничные сети выросли когда-то на фундаменте дистрибуторского бизнеса. Так было и с одной нашей клиентской компанией. Но через какое-то время родное, любимое, давшее начало всему оптовое детище сделалось громоздким и убыточным, с вялой струйкой торговли, низкой маржой и разрастающимися залежами неликвидов. Владельцы долго не верили, не хотели взглянуть на ситуацию пристально и непредвзято. А чтобы ничто не кололо глаза, опт был таким образом растворен в рознице и ее управленческом учете, что убытков можно было вроде как и не замечать. Ни у кого не поднималась рука потрогать оптовое направление, обсчитать его, а уж тем более что-то поменять в нем. Так продолжалось более 4-х лет. Счастливое окончание. Но настал-таки час расставания с чемоданом! В компанию пожаловал свежий, волевой и очень любящий порядок в финансах наемный управляющий. Убедил владельцев, засучил рукава, и меньше чем за год и ручка к чемодану была приделана, и содержимое обновлено. Владельцы получили самостоятельный и прозрачный бизнес с понятными финансовыми результатами. Да и облегчен чемоданчик был изрядно: на 70% складской и офисной площади и на 60% сотрудников! Счастливая альтернатива. Мы ни в коем случае не утверждаем, что каждый обречен тащить за собой свои чемоданы. Есть много прямо противоположных примеров. Кто-то наделен и особым чутьем на устаревающие вещи, и даром без сожалений расставаться с ними. Одна из дружественных нам компаний имела мощное бизнес-направление на рынке торговли трубами и металлопрокатом. Дела шли замечательно. Результаты колебались от года к году, но никогда не падали в минус. Однако, как только владелец заметил первые симптомы устойчивого тренда на снижение маржи, он решительно закрыл этот на широкую ногу поставленный и еще прибыльный бизнес. Вытащил деньги, вытащил кадровую гвардию и перенаправил все это в девелопмент. Друзья недоумевали. Но прошло несколько лет, и им осталось лишь удивляться прозорливости бизнесмена.
Поставщик без ручки
Лидируя в своем товарном сегменте, торговая компания имела эксклюзивного поставщика стройматериалов. «Вы такие большие и так много продаете, что мы согласны только Вам и по самым низким ценам». Товар ходовой, хорошего качества, улетал как пирожки. Владельцы радовались удаче и как-то перестали посматривать по сторонам. Тем временем подросли другие производители, потяжелели кошельки у населения, вырос спрос, и ассортимент компании стал тесен для покупателей. Конкуренты все громче заявляли о себе и уже предлагали много чего другого. Да и цены их потихоньку снижались, приближаясь к эксклюзивным возможностям наших героев. Но владельцам так дорог был эксклюзивный контракт, что о других источниках поставок всерьез думать не хотелось. Рынок стремительно рос, а товарооборот компании держался на том же уровне. Когда же и мощности поставщика выросли вместе с рынком, сбытовые возможности компании перестали устраивать его, и эксклюзивные отношения прекратились. Компания осталась, что называется, у разбитого корыта. Счастливое окончание. Не было бы счастья, да несчастье помогло! Отрезвленные случившимся, владельцы стали стремительно наверстывать упущенное. Одновременно с поиском новых каналов поставок были сформулированы четкие правила, касающиеся широты ассортимента и круга необходимых поставщиков со всевозможными страхующими вариантами. Своего лидерства компания не восстановила, но бизнес был сохранен, его положение на рынке стало прочным и устойчивым.
ERP без ручки
Шесть лет назад производственная фирма приобрела для своих нужд самую мощную и продвинутую ERP-систему SAP. В планах была автоматизация бухгалтерии, склада, производства, казначейства, отношений с поставщиками и клиентами. И хотя функционал SAP был для бизнеса во многом избыточен, компанию решили автоматизировать «на вырост». Обычная по тем временам история: автоматизаторы не слишком-то рекламировали тот факт, что внедрение и модификация под нужды конкретного бизнеса может быть в разы дороже лицензии на продукт в его первоначальном виде. В результате денег хватило лишь на то, чтобы «привязать к местности» бухгалтерию. Остальные блоки системы легли на баланс дорогостоящим и бесполезным активом, а вместо них работали написанные местными умельцами «лоскуты». Лоскутная информационная система была громоздкой и ненадежной, а сама ее эксплуатация была возможна только под присмотром каждого из приложившего руку к тому или иному «лоскуту» программистов. Уже три года назад стало ясно: лучший выход из ситуации – приобрести набор необходимых модулей «1С: Предприятие 8» и перевести на «1:С» бухгалтерию. Стоимость лицензий и внедрения – несоизмерима со стоимостью SAP, и для компании это и тогда было реально, и сегодня вполне по карману. Но никакого решения не принято и по сей день. Счастливая альтернатива. Крупная розничная компания приобрела ERP-систему AXAPTА. Как и в приведенном случае с SAP, система оказалась внедренной на пятую часть и работала в связке с большим количеством всевозможных «самописок». Под девизом «накопим денег – довнедрим» проходил год за годом. Бизнес развивался, усложнялся, постоянно возникала потребность в новых звеньях информационного обеспечения. Программисты трудились не покладая рук, и информационное хозяйство быстро обрастало новыми «заплатками». А через какое-то время стало понятно: информационная система становится узким местом, местом возрастающих трудозатрат на ручное обслуживание, генератором ошибок и источником грубых искажений реальной экономики бизнеса. Ситуация становилась все более запущенной, и когда острота ее достигла точки кипения, владельцы пригласили специалистов, сели за калькуляторы и стали просчитывать варианты. К выводу пришли неожиданному: оказалось, разумнее не довнедрять старый инструмент, а внедрить новую, более продвинутую версию AXAPTА «с нуля». И возможностей больше, и бизнес не будет так сильно лихорадить, и цена сопоставимая. Задача внедрения новой информационной системы была поставлена как приоритетная, деньги на ИТ-подрядчиков владельцы нашли, а генеральный директор проявил в этом нелегком проекте незаурядную энергию, волю и готовность «копаться в деталях». Это был сложный, но глубоко продуманный системный проект. Свои задачи и графики получили практически все менеджеры высшего и среднего звена, контроль исполнения проводился еженедельно. Но в каждом квартале компания брала один, а то и несколько принципиальных рубежей. И с каждым шагом получала все более полную информацию о товаре, все более корректную управленческую отчетность, все более надежную работу системы и все более компактную ИТ-службу.
Другие разновидности чемоданов
Покопавшись в архивах, мы обнаружили там и другие распространенные виды бесполезного багажа. Как, скажем, «Подразделение без ручки» (потому что не привыкли доверять аутсорсингу, который кое-где не только в разы дешевле, но и надежнее). Или «менеджер без ручки» (потому что уникальный специалист, ветеран компании, да и просто замечательный человек, но никакой не менеджер). Думается, однако, что читатель может дорисовать эти сюжеты и сам. Нас же более всего обрадует, если каждый просто спросит себя: А что у меня, в моем бизнесе «без ручки»? Где в хозяйстве притаился хлам? Не требует ли пристального обсчета то, что силой традиции возведено в сан священной коровы?
1 декабря 2017