«Быть или не быть» … наставником
В один прекрасный солнечный день сядьте в одиночестве на своем крыльце, своей террасе или своем причале и предайтесь воспоминаниям о своей жизни. Возможно, вам сейчас 22, 38 или 75 лет. Это не имеет значения. Абстрагируйтесь от повседневных дел, которыми зачастую заняты все ваши мысли, и подумайте о том, как вы стали тем, кто вы есть сейчас. Подумайте о каких-то решениях, которые вы принимали на протяжении своей жизни, и о тех сожалениях или радости, которые следовали за этими решениями. Как часто мы оглядываемся назад и говорим себе: «Хотел бы я тогда знать то, что знаю сейчас».
Наверное, мы все вспомним то время, когда злились на своих родителей, и нам не нравилось, что нас наказывают за что-то. Бежали ли мы в слезах домой к другу от разгневанной мамы только лишь за тем, чтобы мама этого друга помогла нам успокоиться своими мудрыми словами?
Многие ли из нас помнят те ненавистные игры в бейсбол по утрам в субботу, в которых нам приходилось участвовать, даже если нам этого не хотелось? Был ли там какой-то особенный тренер, который каким-то образом заставлял нас почувствовать себя частью команды, даже если мы должны были просто раздавать инвентарь? Было так много людей, которые своим влиянием помогли нам вырасти и научиться, даже если влияние некоторых из них порой оборачивалось для нас неудачей.
Все эти люди были для нас наставниками. Используя свой собственный опыт, успехи и провалы в качестве своего учебного пособия, они помогали нам пережить хорошие и тяжелые времена. Мы все можем вспомнить, как наши родители говорили: «Возьми с собой куртку, потому что сегодня вечером обещали сильное похолодание». Вероятно, мы также вспомним, как проигнорировали этот совет, оставили куртку дома и мерзли в течение всей игры в мяч. И, конечно, мы не захотели признаться своим родителям в том, что они были правы!
Иногда было важно найти для себя какой-то иной авторитет, помимо родителей, чтобы оценить правильность своих поступков. Родители могли посоветовать нам выбрать определенные курсы в старших классах, но мы прислушались, лишь когда наш тренер по футболу рекомендовал те же самые дисциплины. Наши родители могли говорить нам не есть слишком много сладостей, но, наверняка, именно начальник нашего отряда бойскаутов действительно повлиял на наши привычки в питании, рассказав нам об источниках пищи и научив нас готовить разные продукты. Иногда что-то просто не доходило до нас, если только процессу не содействовали определенные особенные люди.
Теперь, рассмотрев эти события из детства, подумайте о более зрелых отношениях с наставниками. Здесь стоит вспомнить Сократа, греческого философа, и Платона, его ученика. Платон был примерно на 40 лет младше Сократа. Это был приблизительно 400 г. до н.э. Робин Уотерфилд, автор труда «The Historical Socrates» («История Сократа»), напоминает нам, что сам Сократ не был писателем, и все, что было о нем написано, было написано другими, в основном – Платоном. Платон часто говорит о Сократе как о своем учителе и наставнике. Как красноречиво описал в своей статье «Plato’s Conception of Knowledge» («Концепция знаний Платона») Дэвид Уолфсдорф, «Сократ предлагает дифференцированную концепцию оценки, по крайней мере, отчасти, чтобы преодолеть проблему базовых знаний».
Это прекрасное объяснение того, как наставник предлагает совет своему подопечному. Настоящий наставник никогда не скажет своему ученику, что ему сделать и как, а предложит ему разные точки зрения, варианты и возможные последствия для каждого из них так, чтобы ученик мог после этого приступить к действиям и принять более информированное решение.
Когда я думаю о реализованном мной наставничестве, я осознаю, что всегда предпочитаю предлагать своим подопечным разные точки зрения, знания и варианты, которые могут помочь направить их собственные мысли и действия. Окончание средней школы и поступление в колледж – это то время, когда многие из нас чувствовали, что у нас уже есть ответы на все вопросы; но ни у кого никогда нет ответов на все вопросы; познание должно быть приключением длиною в жизнь.
С возрастом мы обнаруживаем, что наш предшествующий опыт и те знания, которые мы из него извлекли, могут послужить бесценным уроком для других людей, и ими стоит поделиться.
Только когда моя мама достигла возраста 84 лет и стала прикована к своему креслу большую часть времени, я научилась ценить долгие беседы с ней о ее жизни, сожалениях и многочисленных достижениях. И я использовала эти приятные воспоминания по отношению к своим уже взрослым сыновьям. Я стараюсь никогда не говорить им, что им делать и как. Я стараюсь выходить с сыновьями на длительные прогулки, как только появляется такая возможность, и могу лишь надеяться воспользоваться этими ценными моментами для того, чтобы предложить различные точки зрения, когда меня об этом спросят, поделиться своим опытом, из которого и они могут извлечь какие-то выводы, и рассмотреть различные варианты относительно будущих решений, которые они могут принять. Теперь, когда они выросли, обзавелись собственными семьями и стали независимыми работающими людьми, кажется, они тоже стали дорожить этими моментами. Если однажды вы услышите: «Знаешь, мам, ты дала мне хорошую пищу для размышлений, и я ценю твое мнение», то ваш тяжкий труд по воспитанию своих детей принесет вам настоящее удовлетворение.
Если когда-нибудь вы воспользуетесь возможностью помочь пожилым людям в качестве волонтера, используйте и возможность побеседовать с ними. Спросите об их жизни и опыте; попросите у них совета о жизни в целом. Вас поразит глубина вашего разговора. Их опыт длиною в жизнь полон особого значения, и каждый опыт достоин того, чтобы им поделиться, если есть кто-то, кто готов выслушать.
Самому важному рабочему наставнику из моего прошлого сейчас 90 лет. Я до сих пор навещаю Дотти время от времени, но не так часто, как хотелось бы. Дотти была (и все еще есть) элегантна, остроумна, и она всегда знала, когда нужно заниматься вопросом, а когда стоит отпустить ситуацию. Она была для меня образцом для подражания.
В то время я не осознавала то влияние, которое она оказывала на мое развитие. Каждый день, приходя на работу, она выглядела шикарно, и я помню, как она говорила мне: «Если ты выглядишь хорошо, то ты и чувствуешь себя хорошо». Хотя я была напугана и не считала себя достойной, она отправляла меня на собрания от своего имени. Время шло, и она наделяла меня все большей ответственностью. Никогда меня не заботило, что работа, которую я выполняла, значительно превосходила разряд моей зарплаты; я стремилась подтвердить свою ценность как сотрудника. Дотти делала все, что в ее силах, чтобы вознаградить меня за мой труд, потому что знала, что для нее я сделаю больше, чем нужно.
Мне было всего 19, когда мы познакомились. Она вдохновила меня, поверила в меня и оказывала на меня свое благотворное влияние на протяжении всех пяти лет, что я работала на нее. Она выбрала меня, потому что увидела во мне потенциал, хотя я была молода и наивна. Без того наставничества и вдохновения, которые я получала от Дотти в течение тех лет, я не стала бы тем, кто я есть сейчас. Я бы не продолжила свое образование, и, возможно, у меня бы не было тех возможностей, которые предоставила мне она.
Годы спустя, часто думая о Дотти, я стала тем наставником для других людей, которым когда-то она была для меня. На протяжении лет я наблюдала за многими. Были среди них те, кто не ценил советы или критику; период оценки их труда всегда был напряженным для них. Однако бывали и случаи, когда некоторые из моих сотрудников становились моими учениками. Они задавали вопросы, принимали советы, искали поддержки. И они были благодарны. Теперь, спустя годы, они обсуждают со мной то влияние, которое я оказала на их карьеру.
В построении своей карьеры используйте любую возможность научиться чему-то у тех, кто уже набрал свой жизненный опыт раньше вас. Когда вы переживаете трудности, преодолеваете препятствия или даже терпите временные поражения, делитесь своими успехами и неудачами с другими, чтобы им было легче найти свой путь. На протяжении жизни мы проживаем много стадий, и иногда нам нужен наставник. А порой и мы должны выступить в качестве наставника для других.
21 марта 2018