Бизнес-Грабли Клуб: Стать компанией №1 — не меньше!

 
На сорок четвертой встрече Бизнес-Грабли Клуба свой проект представил предприниматель из Санкт-Петербурга Максим Веревкин.

Планов громадье
Этот бизнес вырос из хобби. Максим увидел в этомнаправлении большой перспективный рынок. «Мне нравятся большие амбициозные задачи, нравится заниматься производством, да и продукт замечательный, — говорит он. — Мне неинтересно быть третьим или вторым, наша цель — стать цветочной компанией №1 в России. Обеспечить рынок свежими тюльпанами и посадочным материалом местного производства, выстроить цепочку от производителя до потребителя. Производить 90 млн стеблей в год, захватив 20% российского рынка. И затем выходить на зарубежные рынки. Целевой показатель на 2027 год — 40 млн стеблей».

История проекта
В 2018 году Максим взял в аренду три теплицы по 150 м². Пробовал сажать разные культуры. Неплохо получалось с клубникой, и через год была построена первая круглогодичная теплица на 980 м². Агроном из крупной компании, приехавший в гости, посоветовал сажать тюльпаны, чтобы теплица не простаивала зимой. Максим изучил спрос, посчитал экономику — выходило неплохо. И, ничего не понимая в теме, заказал в Голландии луковицы и в 2020 году посадил первые 250 тысяч тюльпанов. В первый же год компания получила прибыль! Скромную, но почти сразу и без затрат на маркетинг!

В 2021 году взяли в аренду тепличный комплекс, тюльпанов уже больше 1 млн, прибыль — 11,4 млн рублей. Прекрасный результат, если учесть ошибки, допущенные по неопытности. В 2022 году продолжили держать высокий темп: вырастили 2,3 млн тюльпанов и продали больше 1,4 млн луковиц. В тот год начались санкции, и многие цветочные компании не смогли перестроить логистику. А «Веревкин Хутор» смог: Максим сразу поехал в Голландию, договорился с поставщиками, определились с новыми маршрутами. Многие конкуренты, даже более крупные, стали заказывать луковицу у «Веревкин Хутор». Компания открыла производство в Москве. По объемам выросли в 2022 году в 2,5 раза, а прибыль — всего на 19,3%. Почему?

На этапе высадки, выращивания все шло хорошо. Пока не пришло время сбора тюльпанов, когда нагрузки вырастают в десятки раз и производство работает 24 часа в сутки. Пришлось набирать много людей, до 120–130 рабочих на каждый день. Обучать их можно было только теоретически, но реальная работа с цветами — это совсем другое. На производствах было 3 конвейерных линии, но от капризов человеческого фактора это не спасло: поломки цветка при сборке, неправильная фасовка. Не хватало бригадиров, которые могли бы быстро обучать людей и следить за их работой. В результате на этапе отгрузки столкнулись с сумасшедшим пересортом.

Отдельная боль — складская логистика. Одна из целей компании — убрать посредников из цепочки продаж, поэтому продавали не только по 10 тысяч стеблей цветочным магазинам, но и по 1–2 коробки мелким клиентам. Еще проблема — междугородняя логистика. Производство не успевало собирать заказы под заранее забронированные фуры, поэтому фуры иногда уезжали в Питер полупустые и на цветок падали не расчетные 1 рубль 20 копеек, а все 2 рубля 40 копеек. Клиентам же, чтобы забрать свои цветки, приходилось приезжать по нескольку раз. Заказанные фуры ломались по дороге, задерживались в пути. В результате некоторые клиенты вынуждены были приезжать на склад по 4 раза!

«Веревкин Хутор» сегодня
В настоящее время компания располагает собственными теплицами общей площадью 1200 м² и 18 га открытого грунта в Ленинградской области. Налажено круглогодичное производство. Команда менеджеров и специалистов стала работать на удаленке еще до того, как это стало мейнстримом. Это позволяет искать классных специалистов по всей России и СНГ. Сейчас в компании работает порядка 16 человек и до 120 человек набирается в сезонные пики на производстве.

На 2023–2024 годы запланировано продать 4 млн тюльпанов с прибылью 40 млн рублей, по 10 рублей со стебля. Плюс 10 млн луковиц с прибылью 15 млн руб. Общая прогнозная прибыль на текущий сезон — 55 млн руб. По итогам прошлого года проводится основательная работа над ошибками по операционным процессам.

Главный вопрос к экспертам
У Максима был один вопрос к экспертам: как лучше строить отношения с инвесторами, какую долю им можно отдать, не рискуя растерять и разбазарить компанию? Бизнес капиталоемкий: компания строит новые производства, пока пользуясь для этого сезонными кредитами. Банки кредитуют неохотно, максимальная кредитная линия — 3,5 млн рублей, а максимум, который добирали частными займами — около 10 млн. А хотелось бы расти кратно и как можно быстрее забрать свою долю рынка.

Мозговой штурм от экспертов на тему: «Как бы я решал проблему, если бы это был мой бизнес?» был продолжительным и интенсивным. Приведем некоторые из высказанных идей и рекомендаций:
  • Подумать над выбором юридической формы отношений с инвесторами. Например, товарищество на вере допускает разные статусы участников: некоторые могут получать долю прибыли пропорционально вложениям, но без участия в принятии решений.
  • Полезно посредничество инвестиционных консультантов: они могут свести с инвесторами, помогут скорректировать бизнес-планы, составить инвестиционный контракт.
  • Глубже изучить все существующие инструменты привлечения денег, в том числе длинные облигации, инвестиционные и краудфандинговые платформы.
  • Был бы полезен операционный партнер с опытом, который помог бы отладить процессы и выстроить компанию до готовности к быстрому масштабированию. Другой путь — нанять более сильных людей и создать команду, которая вела бы операционную деятельность самостоятельно. Разгрузив себя от операционной работы, можно плотнее заняться привлечением средств.

В завершение Максим сердечно поблагодарил экспертов. Особо отметил вдохновившую его идею изучения всех существующих на рынке инструментов привлечения средств без продажи доли.

Записала Елена Кисель
4 октября 2023
Поделиться
Поделиться
-->
en
КомпанияУслугиКейсыОтзывыВзгляд экспертаНовостиКонтактыПоискEnglish

Подписка на рассылку

Подписаться условиями обработки персональных данных

Спасибо!

Закрыть