Обзор рынка дорожно-строительной техники

Мировой рынок дорожно-строительной техники

Общая характеристика рынка

К основным видам дорожно-строительной техники (ДСТ) относятся краны башенные и автокраны, погрузчики строительные, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, дробилки, оборудование для изготовления бетона.

В 2005 г. опрос 50 крупнейших мировых производителей показал необычный рост отрасли в 2004 г. Объем продаж вырос на 32% и составил $86,9 млн. против $65,8 млн. в 2003 г. Мировой объем продаж ДСТ в штуках в 2004 г. вырос на 18%: 585 460 ед. техники по сравнению с 495 862 в 2003 г. (Off-Highway Research).

Рекордные продажи в 2004 г. зафиксированы в Северной Америке: 205 065 ед. по сравнению с 153 000 в 2003 г. (34% рост).

В Японии продано 61 854 ед. техники; прирост составил 17%.

На 11% вырос рынок Китая, на котором отчетливо обозначилась тенденция увеличения в объеме продаж доли ДСТ собственного производства.

Европейский рынок, на котором наблюдался спад продаж в 2002-2003 гг., также вырос. Объем продаж в 2004 г. — 150 631 ед. (10% рост по сравнению с 2003 г.). На протяжении последних лет свыше 70% западноевропейского рынка сбыта строительной техники приходится на Францию, Италию, Германию и Великобританию.

Емкость российского рынка ДСТ по сравнению с основными мировыми рынками остается невысокой. Эксперты объясняют это неразвитостью экономики РФ, различием в технологии выполнения работ и значительными объемами продаж подержанной техники.

Диаграмма 1

                           Источник: Off-Highway Research

Диаграмма 2

                      Источник: Off-Highway Research

По оценкам президента Volvo CE Т.Хельша, в 2005 г. рост мирового рынка ДСТ составил 10%.

Ведущие мировые производители строительной техники

На диаграмме 3 приведены лидеры рынка по продажам в 2004 г. (данные «International Construction»).

Диаграмма 3

                                                       Источник: International Construction, 2004 г.

Компания Caterpillar (США) образована в 1925 г. Входит в список 100 крупнейших промышленных предприятий США и является мировым лидером по производству строительного и горного оборудования, двигателей и промышленных газовых турбин. Продукция компании производятся на 50 предприятиях в США и на 65 предприятиях расположенных в 22 других странах мира. Имеет мощную дилерскую сеть, развернутую более чем в 200 странах мира. Один из ведущих американских экспортеров: до 50% продаж приходится на покупателей за пределами США.

В 2003 г. компания объявила, что сумма продаж составила $22,76 млрд., а прибыль — $1,1 млрд. За 9 месяцев 2004 г. выручка составила $21,68 млрд., а чистая прибыль — $1,48 млрд.

Komatsu (Япония) основана в 1921 г. В послевоенные годы компания совершила гигантский скачок в развитии, быстро превратившись транснациональную корпорацию, крупнейшего производителя строительной, дорожной и горнодобывающей техники. Сегодня группа компаний насчитывает более 160 фирм в 30 странах мира. Головное предприятие Komatsu — Komatsu Ltd. находится в Токио (Япония), и насчитывает 20 заводов, производящих бульдозеры, трубоукладчики, ковшовые погрузчики, грейдеры, самосвалы и т.д. В 2004 г. компанией продано почти 200 000 ед. техники; на нее пришлось 27% продаж землеройной техники в Европе и 40% в мире.

Liebherr (Германия) основана в 1949 г. Сегодня годовой оборот концерна превышает €4 млрд.; в его состав входят 70 компаний. Производит гидравлические экскаваторы и погрузчики, башенные, портовые, контейнерные, гусеничные и колесные краны, трубоукладчики, бульдозеры, карьерные самосвалы, бетоносмесительные заводы и другую технику. Помимо ДСТ производит металлообрабатывающие станки, авиационную и бытовую технику, холодильное оборудование и др. Проектирование и производство концерна сосредоточенно на 25 предприятиях в разных странах мира.

VolvoConstructionEquipment (Швеция) входит в группу компаний Volvo, образованную в 1927 г. Производит и продает оборудование для строительства и других отраслей промышленности. В линейку продукции входят колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы, сочлененные самосвалы, тягачи, самоходные грейдеры и компактная строительная техника. Заводы Volvo CE расположены в Швеции, Германии, Франции, США, Канаде, Бразилии и Корее. Техника Volvo работает более чем в 100 странах мира. Как заявил Президент головной компании Volvo CE Т.Хельшем, рост объема продаж компании на мировом рынке в 2005г. составил 19% и достиг $4,2 млрд.

По итогам 2004 г., доходы от продаж Volvo Group составили $26 млрд., чистая прибыль — $1,2 млрд.

JCB Inc. (Великобритания) создана в 1945 г. Работает на рынке строительной техники (экскаваторы-погрузчики, колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы и др.). Помимо предприятий в Великобритании, имеет заводы в США, Бразилии, Индии.

В 1997 г., чтобы закрепиться на рынке погрузчиков, JCB изобрела собственную версию этих машин — телескопический погрузчик Teletruсk, который не только поднимает грузы вверх, но и перемещает их вперед. JCB выпускает и самый быстрый в мире трактор Fastrac, скорость которого достигает 75 км/час. Сегодня главный козырь компании — эффективные схемы организации производства, позволяющие максимально снизить издержки.

Ни одно из российских предприятий не входит сегодня в список 50 ведущих производителей строительной техники. В то же время, в списке фигурируют 7 китайских компаний, занимающих с 31 по 50 места и показавших в 2004 г. оборот, равный 2,7% от суммарного оборота всех участников рейтинга и 12,2% от оборота лидера списка — компании Caterpillar.

В последние несколько лет производство ДСТ в Китае развивается высокими темпами, прежде всего за счет роста спроса на оборудование на внутреннем рынке. С 1998 г. по 2003 г. объем продаж вырос почти в 4 раза, достигнув 150 021 единиц техники.

Крупнейшее предприятие КНР — Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG), специализирется на разработке, изготовлении и экспорте строительной техники. Компания образована в 1989 г.; в 90-х гг. происходило активное привлечение иностранного капитала и импорт технологий.

Оборот в 2005 г. составил $2050 млн., увеличившись на 1,8% по сравнению с 2004 г. Объем экспорта также увеличился на 117% и составил $120 млн. Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, выпускающих гидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы, и т.д. прилагает большие усилия для развития экспорта. В 2005 г. XCMG экспортировала около 1500 ед. техники.

Российский рынок строительной техники

Общая характеристики рынка

Рост промышленного производства за январь-сентябрь 2005 г. составил 104,0% к соответствующему периоду 2004 г. (Госкомстат). При этом индекс производства машин и оборудования составил 106,6% относительно предыдущего года. По ДСТ производство за 9 месяцев 2005 г. по сравнению с тем же периодом 2004 г. выросло по кранам на автомобильном ходу, бульдозерам, погрузчикам, тракторам, но снизилось по кранам на гусеничном ходу, экскаваторам, автогрейдерам, дробилкам.

Таблица 1. Объемы и темпы роста производства ДСТ в 2004-2005 гг.

  2005г., шт. В % к
2004г.
Декабрь 2005г. В % к
декабрю 2004г. ноябрю
2005г.
краны на автомобильном ходу 4375 111,6 401 113,9 103,1
краны башенные 263 105,6 27 128,6 122,7
погрузчики строительные 1352 94,5 114 67,1 116,3
экскаваторы 3560 100,9 326 104,5 99,4
бульдозеры 1782 100,8 142 91,0 100,0
автогрейдеры 962 107,1 104 95,4 122,4
дробилки 215 80,2 25 113,6 178,6
бетоносмесители, тыс.шт. 30,7 176,2 2,9 в 5,4р. 113,9
тракторы на гусеничном ходу 4133 82,3 304 72,9 108,6
                                                                Источник: ФСГС, 2005 г.

Лидирующие позиции в российском производстве ДСТ занимают тракторы и краны на автомобильном ходу.

Диаграмма 1

                                            Источник: ФСГС

Объем продаж ДСТ в России, включая технику как зарубежного, так и отечественного производства, составил в 2005 г. около $600 млн. рынок быстро рос в 2004 г.:  68%- прирост по сравнению с 2003 г. За первое полугодие 2005 г. прирост составил 60% (НВМ Бизнес Консалтинг).

Производство ДСТ в России отстает от роста продаж, а по некоторым видам даже снижается. Отставание производства ДСТ от роста ее потребления ведет к увеличению доли импорта; на лидирующие позиции по объемам продаж в России начинают выходить зарубежные производители: доля импорта по основным видам техники составляет до 30%.

Сегодня в России эксплуатируется огромный парк отечественных машин, производимых не столько с ориентацией на рыночный спрос, сколько с учетом возможностей морально устаревшего и изношенного оборудования производителей. Длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка привела к тому, что цена потребления российской строительной техники (цена самих машин, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя) оказалась неконкурентоспособной и значительно превышающей среднемировые показатели.

В условиях, когда российская техника проигрывает зарубежной по всем так называемым «4Э» критериям (экономичность, эффективность, эргономичность и экологичность), а также принимая во внимание интеграцию России в мировое экономическое сообщество, возможностью выживания для многих предприятий станет сборка современных моделей из импортных компонентов. Модернизация машин путем замены агрегатов и компонентов на «брэнды» уже приносит первые плоды на рынке. В качестве примера можно привести предприятие из смежной транспортной подотрасли: Ликинский автобусный завод выпускает автобусы, на которых установлены двигатели Caterpiller (США), мосты Raba (Венгрия), КПП Voith AG (Германия) или Allison (США).

Значимым примером применения новых и конверсионных технологий является комплекс технических решений, использованный при создании семейства телескопических кранов АО «Мотовилихинские заводы». Конкурентоспособность кранов обеспечивается исключительно на основе российских разработок: для изготовления длинномерных восьмиметровых цилиндров выдвижения и подъема стрелы использована технология обработки высокоточных артиллерийских стволов.

Другой возможный путь преодоления отставания отрасли можно проиллюстрировать на примере компании КРАНЭКС, которая в 2004 г. разработала новую модель экскаватора ЕК 300-06 совместно со специалистами фирм Deutz (силовая установка), Bosch Rexroth и Hydrauto (гидравлическая система) и Berco (гусеничный ход). По своей надежности и технико-эксплуатационным показателям ЕК 300-06 полностью соответствует лучшим зарубежным аналогам.

Основные экспортеры строительной техники в Россию

Российский рынок ДСТ зарубежные компании начали активно осваивать чуть более 10 лет назад. Тогда спрос на машины и оборудование высокого технического уровня резко возрос.

Первое представительство Caterpillar в России открылось в 1973 г. Затем были созданы представительства в непосредственной близости к предприятиям с большим парком оборудования. В России и странах СНГ создано 49 дилерских центров.

Создание производственной базы в России остается для компании одной из важнейших задач освоения российского рынка. Около $50 млн. инвестировано в строительство завода под С.-Петербургом. Завод работает с 2000 г. и производит комплектующие для строительной техники, экспортируемые на сборочные заводы Германии, Франции, Бельгии, Швеции и Великобритании.

Учитывая технический уровень и стоимость техники, важным шагом в освоении российского рынка стала организация лизинга строительной техники. Несколько лет назад компанией было подписано соглашение с ЕБРР и банком "Райффазен" об открытии кредитной линии в $12 млн. для организации лизинга техники CAT в России. Главным же событием стало открытие в 2002 г. корпорацией Caterpillar Financial Services своего представительства в Москве. CAT Financial предоставляет финансовые и лизинговые услуги для оборудования и техники CAT, как новой, так и бывшей в употреблении.

Другим поставщиком строительной техники в РФ является японская корпорация Komatsu. Еще в 50-х годах прошлого века в страну стали поступать бульдозеры, трубоукладчики, карьерные экскаваторы и другая техника Komatsu, не имеющая отечественных аналогов. Некоторые из этих машин работают и по сей день. За всю историю СССР корпорация Komatsu поставила в общей сложности 22 тыс. ед. строительной техники, причем инженеры и конструкторы Komatsu уже тогда учитывали особенности российского климата, например, суровые сибирские и заполярные зимы.

В связи со стремительным ростом спроса на строительную технику в России и странах СНГ в 2004-2005 гг., Komatsu запланировала увеличить продажи техники на российском рынке в текущем году на 30% и довести объем продаж до $225 млн. Сегодня доля компании на рынке СНГ оценивается в 35%.

По информации ИТАР-ТАСС, в Komatsu изучается вопрос о строительстве сборочного завода в России. Предполагается, что завод cможет выпускать порядка 500 30-тонных экскаваторов в год. В качестве возможных мест строительства завода называются районы, прилегающие к Москве или С.-Петербургу.

Уже с середины 60-х гг. продукция концерна Liebherr появилась на территории бывшего СССР, а в последующие годы этот концерн стал ведущим немецким поставщиком строительных машин в нашу страну.

Для строительного сектора концерн выпускает башенные, мобильные и гусеничные краны, гидравлические и канатные экскаваторы, колесные и гусеничные погрузчики, бульдозеры, трубоукладчики и сварочные агрегаты, самосвалы с ковшовой платформой, а также бетоносмесительную технику. Производство ДСТ составляет 2/3 оборота концерна.

JCB Inc. создана в 1945 г. Производит строительную технику, включая экскаваторы-погрузчики, колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы и др. На российском рынке на компанию приходится свыше 50% продаж экскаваторов-погрузчиков, но в целом по ДСТ доля JCB остается незначительной.

Производить свою технику в России JCB пока не планирует. Как сообщил В. Соколов, председатель Совета директоров "ЛонМАДИ" — российского дилера компании JCB: «В силу дороговизны металла и электроэнергии, низкой производительности труда отечественные детали иногда не могут конкурировать с британскими не только по качеству, но и по ценам».

За последние несколько лет Россия стала важным регионом деятельности для Volvo Group. Объем продаж Volvo Construction Equipment (VCE) в России за последние 3 года увеличился в 3 раза.

В числе перспективных в России VCE рассматривает Центральный, Уральско-Сибирский, Южный и Дальневосточный регионы.

Глава российского представительства VCE Т. Кута сообщил, что компания планирует довести в 2006 г. объем продаж строительной техники в России до 400 ед. (рост 33%). К 2008 г. компания намерена занять около 17,5% российского рынка импортной строительной техники. Для этого она планирует развивать дилерскую сеть и сотрудничать с региональными субдилерами (в настоящее время компания имеет в регионах России 11 сервисных служб). Также компания планирует довести поставки запчастей на российский рынок до 90%.

Все строители знают, что в Китае дешевое строительное оборудование, но мало кто знает, насколько оно качественное и можно ли его использовать на нашем рынке. Пока оно не дотягивает по качеству до европейского уровня, но китайцы очень быстро подстраиваются.

Guanxi Liugong Machinery Group Co., Ltd. и др., привлекая технологии Komatsu, Caterpillar, уже торгуют в восточной части России, опираясь на традиционную любовь российских строителей к этим брэндам. Происхождение технологий обеспечивает приемлемый уровень качества, а цена подкупает своей доступностью.

Первая техника производства Guanxi Liugong Machinery Co., Ltd. была ввезена к нам два года назад. Продажей и сервисным обслуживанием техники Liugong в России занимается ООО «Уральский завод «Погрузчик» — совместное предприятие группы российских предпринимателей и компании Guanxi Liugong Machinery Co., Ltd. Создано в начале 2005 г. для организации в России дилерской сети по продаже и обслуживанию техники Liugong.

На сегодняшний день сервисные службы работают в Москве, С.-Петербурге, Челябинске, Ярославле, Ростове-на-Дону, Брянске, Нижнем Новгороде, Нижневартовске, Кемерово, Сургуте, Перми и Новосибирске, к началу 2006 г. должны открыться в Хабаровске, Магадане и Чите.

На предприятии ведется активная подготовка сборочного производства. К концу 2006 г. завод планирует изготавливать 30% деталей, которые будут применяться в России для сборки техники Liugong.

Производство автокранов

В III кв. 2005 г. продолжился рост производства автокранов — за I кв. он составил 10,1%, по итогам полугодия — 11,7%, а за три кв. — 12,2%. Рост общероссийского производства обеспечивается ростом производства на 3-х основных предприятиях-производителях (совокупная доля 77%).

В России в 2005 г. 26 производителей выпустили более 4000 автокранов и гидроманипуляторов. Это больше, чем выпуск экскаваторов всех размерных групп, а также чем всех вместе взятых бульдозеров, автогрейдеров и погрузчиков.

Лидирующее место в производстве автокрановой техники на протяжении многих лет занимает ивановское ОАО «Автокран» — 39% производства всех автокранов в РФ. В 2004 г. заводом было произведено 1557 ед. техники. Темпы наращивания производства автокранов «Ивановец» за указанный период составили 16%.

ОАО «Автокран» активно ищет пути выхода на внешние рынки, расширяя экспансию в страны СНГ. Важной частью политики экспорта станет, в частности, 100-тонный КС-8973, предназначенный для мостостроителей, нефтегазовых компаний, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов и других организаций, выполняющих уникальные проекты по монтажу крупногабаритных конструкций. Новинка стоимостью €750 тыс. будет конкурировать с моделями Grove, Liebherr и Terex-Demag. ОАО «Автокран» — единственное краностроительное предприятие в России, получившее сертификат системы менеджмента качества предприятия по международному стандарту DIN EN ISO 9000:2001.

                                            Источник: ФСГС

Вторым по объему производства крановой техники на протяжении многих лет является Галичский автокрановый завод (ГАКЗ) — 20% от всего выпуска в РФ по итогам 2004 г. С 1982 г. завод выпустил более 8500 автокранов «Галичанин». В 2005 г. рост производства составил 19%.

Замыкает тройку лидеров Клинцовский автокрановый завод (ОАО «КАЗ»). По сравнению с 2004 г. выпуск автокранов вырос на 20%. Это предприятие, работавшее в системе сельхозобеспечения, после ликвидации в 1995 г. Союзсельхозтехники потеряло традиционный рынок сбыта. Спасение производства стало возможным благодаря альянсу с ОАО «ГАКЗ» при посредничестве московской фирмы «Кудесник». Суммарная доля производства по отрасли составила 15,5% (627 автокранов в 2005 г.), увеличившись по сравнению с 2004 г. на 2,5%.

Остальные 23 российских завода смогли освоить только 23% рынка. Ближайший к лидерам Челябинский механический завод выпустил в 2004 г. 256 машин.

Производство экскаваторов

В натуральном выражении выпуск экскаваторов в январе–сентябре 2005 г. был меньше соответствующего периода 2004 г. на 63 ед. Более чем 15%-ный рост производства на крупнейшем производителе экскаваторов ОАО «Тверской экскаватор» (доля 44%) и рост выпуска в ПО «Интер-Дон» и на ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод при Спецстрое России», входящих в пятерку крупнейших производителей, не смог компенсировать падения производства на других предприятиях. Особенно крупное снижение зафиксировано в ОАО «САРЭКС» (61,4% к январю-сентябрю 2004 г.).

Лидером российского производства экскаваторов остается на сегодня ОАО «ТВЭКС», предлагающий на рынке 11 базовых моделей экскаваторов и более 100 их модификаций.

ПО «Интер-Дон» организовано в 1996 году как предприятие по производству и продаже экскаваторов ЭО-2101 и ЭО-2202 на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ. На экскаваторы устанавливаются различные виды навесного оборудования: сменные ковши различной емкости, сменный зуб-рыхлитель, гидромолот ГПМ-120, сварочная установка ЕУ-10 и т.д. Разработаны и подготавливаются к выпуску модели миниэкскаваторов с объемом ковша менее 0.2 м³ и экскаваторы со смещаемой осью копания.

История ОАО "САРЭКС" восходит к 1943 г., когда в г.Саранске было создано моторемонтное предприятие, перепрофилированное в 1959 г. на выпуск экскаваторов. В 1990 г. "Саранский экскаваторный завод" приватизирован и преобразован в акционерное общество "САРЭКС".

Ныне "САРЭКС" — один из крупнейших в России производителей экскаваторов на базе колесных тракторов МТЗ-80/82, ЛТЗ-60АВЭ, ЮМЗ-6АК. Кроме традиционных видов продукции предприятие выпускает универсальную машину для замены железнодорожных шпал и широкий спектр сельскохозяйственной техники.

Производство бульдозеров

За 3 квартала 2005 г. было произведено на 74 машины больше, чем за соответствующий период 2004 г., хотя ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и снизило производство на 42 машины.

Старейший в СНГ производитель бульдозеров — Челябинский тракторный завод, который представляет на рынке ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Предприятие специализируется в основном на средних бульдозерах. Чебоксарский «Промтрактор», напротив, специализируется на тяжелых бульдозерах.

Производство строительных погрузчиков

По итогам 9 месяцев в производстве погрузчиков отмечен небольшой рост по сравнению с соответствующим периодом 2004 г.

ФГУП «ПО Уралвагонзавод» построен в годы первых пятилеток (1931-1936 гг.) как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса. В настоящее время выпускает около 100 наименований продукции: военную технику, дорожно-строительные машины, вагоны, цистерны и т.д.

Производство автогрейдеров

По итогам 3-х кварталов 2005 г. еще сохранялось отставание от объемов производства 2004 г., однако уже не очень значительное — 1,5%, тогда как по итогам I кв. отставание составляло 19,4%, а по итогам полугодия — 15,1%.

АООТ "Брянский арсенал" является правопреемником Брянского завода дорожных машин, с 1946 г. переданного в ведение Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Сегодня основными рынками потребления выпускаемой заводом продукции являются регионы России, а также Казахстан, Украина, Литва, Республики Средней Азии, Ирак.

Орловское ЗАО «Дормаш» специализируется на производстве автогрейдеров среднего класса. До 40% продукции составляют экспортные поставки. Потребителями продукции завода являются регионы России, предприятия стран СНГ, Восточной Европы, Латинской Америки.

Челябинские строительно-дорожные машины (прежде  завод им. Колющенко) ведет свою историю с 1898 г. как "Товарищество "Столль и К", выпускавшее сельскохозяйственную технику. Во время войны производил знаменитые реактивные установки " Катюша". После войны перепрофилирован на выпуск ДСТ: бульдозеров, скреперов, автогрейдеров. В 2001 г. вошел во всероссийский холдинг "РусПромАвто". В настоящее время выпускает спецтехнику: тяжелые автогрейдеры, фронтальные погрузчики. Бульдозер среднего класса ТС-10 "Добрыня" выпускается с немецкой гидростатикой Bosch Rexroth.

Производство тракторов

На протяжении 2005 г. ситуация в производстве отечественных тракторов практически не меняется: хотя на различных предприятиях ситуация может складываться по-разному, в целом выпуск машин устойчиво растет. Рост производства тракторов за 3 квартала этого года к уровню января–сентября 2004 г.составил 22%.

Сравнительная эффективность предприятий отрасли

Таблица 2. TP-Index1  TP-Index  предприятий отрасли

Компания Логотип Оборот, тыс. USD Рост оборота Штат компании TP-индекс Страна
Caterpillar Inc. 36 339 000 000 20,1 76 920 472 425 США
Deere & Company 20 126 300 000 9,1 46 500 432 823 США
Komatsu Ltd. 13 527 100 000 18,3 33 008 409 812 Япония
Bucyrus International, Inc. 575 000 000 26,6 1 725 333 333 США
Ingersoll-Rand, Ltd 10 546 900 000 12,3 36 000 292 969 Бермуды
Atlas Copco AB 7 356 500 000 19,5 27 968 263 032 Швеция
Joy Global Inc. 1 927 500 000 34,6 7 700 250 324 США
      20,7   350 674  
Галичский автокрано вый завод 42 000 000 Н.д. 1 284 32 710 РФ, Галич
ПО Уралвагонзавод 952 200 000 102,5 35 035 27 178 РФ, Нижний Тагил
Тверской экскаватор (ТВЭКС) 51 629 000 Н.д. 2 722 18 967  РФ, Тверь
Челябинский тракторный завод 166 551 000 Н.д. 20 000 8 327 РФ, Челябинск
Автокран 24 000 000 Н.д. 3 603 6 661 РФ, Иваново
      Н.д.   18 768  

Даже беглый взгляд, брошенный на таблицу, позволяет отметить две любопытные особенности.

Первая — это достаточно высокий темп роста оборота ведущих западных игроков отрасли в истекшем году. Индекс роста в 20,7 % выглядит намного более впечатляющим, чем, например, 8%-й рост ведущих западных компаний в IT-отрасли, отмеченный в обзоре предыдущего выпуска. Наиболее высокий темп роста (34,6%) продемонстрировала Joy Global, Inc. из штата Милуоки, США, специализирующаяся на разработке и выпуске горнодобывающих машин и оборудования.

Единственная российская компания, опубликовавшая сравнительный прирост оборота, также впечатляет этим показателем: у знаменитого ПО Уралвагонзавод годовой оборот вырос более чем вдвое — на 102,5%.

К сожалению, вновь весьма удручающе выглядит сравнение отечественных и западных компаний по параметрам продуктивности. TP-индекс западных и отечественных лидеров машиностроения, как и в большинстве других производственных отраслей, различается на на порядки. Лучше всех выглядящие российские предприятия Галичский автокрановый завод и ПО Уралвагонзавод отстают от среднего значения TP-индекс западных машиностроителей чуть больше, чем в 10 раз. А, к примеру, Ивановский «Автокран», безусловный лидер в своей нише рынка, демонстрирует показатель производительности, отличающийся от западных аналогов больше, чем в 18 раз. Естественно, что выпуск конкурентоспособной продукции в этих условиях весьма проблематичен.


[1] TP-index (Turnover–to-Personnel index) — показывает отношение годового оборота к среднесписочному количеству сотрудников предприятия.  TP-index — один из самых простых и надежных способов сравнительной оценки эффективности работы предприятий.

Publisher: Журнал «Лица бизнеса» 3 May 2006
Sections:
Share

Reviews

Next

Хочу отметить высокий профессионализм консультантов Консалтинг-Центра «ШАГ» и надеюсь на дальнейшее успешное сотрудничество. Читать целиком

Начальник Управления привлечения и развития персонала АО СУЭК А. В. Фомин

Представительство коммандитного товарищества «Доктор Вильмар Швабе Гмбх &Ко.КГ» выражает благодарность Владимиру Хомутову, партнеру Консалтинг-Центра «ШАГ» за проведенный тренинг «Финансы для нефинансовых менеджеров».  Читать целиком

Максимова Лариса Анатольевна, Глава представительства

Я могу смело сказать, что на сегодняшний день идеальным помощником для перестройки взглядов и подходов существующего менеджмента компании в правильное русло выступает Консалтинг-Центр «ШАГ». Читать целиком

Генеральный Директор С. С. Никитенко

Руководство ООО «Центр-Процессинг» обратилось в Консалтинг- Центр «ШАГ» в тот момент, когда нам понадобилась внешняя оценка управленческого и профессионального потенциала наших сотрудников. В соответствии с нашим запросом консультанты КЦ «ШАГ» провели ассессмент топ-менеджеров компании и подготовили персональные резюме. Читать целиком

Генеральный директор РЕДЬКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Мы довольные Компанией ШАГ и рекомендуем рассмотреть их для сотрудничества. Если ко мне обратятся представители среднего и крупного бизнеса, я рекомендую сотрудничество с Компанией ШАГ.  Читать целиком

Генеральный директор Тольбаев Б.

Опираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутого маркетингового исследования, Банк «Петрокоммерц» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной провести сложные многоуровневые исследования рынка, подготовить аналитический материал, необходимый в условиях объективного дефицита рыночной информации. Читать целиком

В. А. Виноградов, Первый Вице-Президент ОАО Банк «Петрокоммерц»

Мы рекомендуем Консалтинг-центр "ШАГ" как профессиональную команду консультантов по управлению. Читать целиком

Генеральный директор Н. В. Редько

Мы рекомендуем Консалтинг-Центр «ШАГ» как профессиональную команду специалистов по управлению бизнесом, качественно и в срок решающую поставленные перед ней задачи. Читать целиком

Вице-Президент-начальник Департамента регионального бизнеса Ю. С. Кац

Опираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутых  работ, «Элекснет» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной не просто  получить необходимый заказчику  ближайший результат,  но и решить поставленную перед ним задачу, исходя из стратегических перспектив развития бизнеса. Читать целиком

Ю. И. Локотцов, Генеральный директор ООО «Элекснет»

Следует отметить, что консультанты фирмы "ШАГ" используют уникальные формы и методы работы, которые не только обеспечивали им достижение желаемого результата в чрезвычайно короткие сроки, но и приводили руководство Корпорации к решениям, максимально удовлетворяющим всех участников. Читать целиком

Президент Г. В. Дуванов

Работа была выполнена тщательно и качественно, без заметных помех рабочему процессу. Результаты работы существенно расширили понимание руководством и всем персоналом компании имеющихся проблем и задач, и стали важным подспорьем в проводимой нами реорганизации. Читать целиком

Президент ЗАО «Страховое Акционерное Общество Россия» А. В. Разуваев

ООО «Г.А.И.» благодарит Консалтинг-Центр ШАГ и персонально Елену Кисель, выполнившую для нас этот запрос. Мы рекомендуем ШАГ как компанию, способную на высочайшем уровне решать задачи по подбору кандидатов на высшие менеджерские позиции. Читать целиком

Генеральные директор ООО «Г.А.И.» Волкова Н. А.

В прошлом мы привлекали Консалтинг-Центр «ШАГ» для решения задач развития бизнеса, теперь мы можем рекомендовать их и как профессионалов в области закрытия бизнеса.  Читать целиком

Президент Группы компаний «Ведис»

На основе нашего опыта сотрудничества хотелось бы пожелать чётче формулировать проблемы и проявлять большую смелость и настойчивость в предложениях по улучшению, быть категоричнее в достижении поставленных целей. Читать целиком

Генеральный Директор Горяинов М. В.

Мы надеемся, что Ваша компания продолжить работу в данном направлении и обратит свое внимание на стремительно растущий рынок АСКУЭ в России и за рубежом. Читать целиком

Главный специалист, Голиков В. В.

Консалтинг-Центр «ШАГ» характерен высоким, в целом, интеллектуальным уровнем своих сотрудников, широко известных в среде родственных организаций, а также, наряду с наличием собственных методик и процедур, отличным пониманием условий бизнеса в России и проблем своих заказчиков. Читать целиком

Генеральный директор ЗАО «РОКСА» Д. Е. Китченко

Мы высоко ценим "Шаг" за практические знания и опыт, за умение приводить разные группы людей к цели, за творческую организацию принятия решения, за честность и порядочность. Читать целиком

Генеральный директор ООО «Финансово-промышленная корпорация САТОРИ» A. B. Гусаров

ООО "Организатор" высоко оценивает практическую полезность поведенной Консалтинг-Центром "ШАГ" работы и рекомендует этот опыт к использованию при реализации градостроительных объектов. Читать целиком

Генеральный директор Г. И. Муравин

Настоящим руководство компании ЗАО Энергосистемы и технологии выражает свою благодарность Евгению Николаевичу Емельянову - руководителю и владельцу консалтинговой компании ШАГ за тесное и плодотворное сотрудничество. Читать целиком

Андрианов Б.В., Генеральный директор

Благодарю Евгения Николаевича Емельянова и Любовь Максовну Горбунову, Партнеров Консалтинг-Центра «ШАГ», за помощь в переосмыслении ведения моего бизнеса. Читать целиком

Владелец сети обувных магазинов «Лапоток» Заглумонин С. Ю.

Провели большую работу и помогли разрешить, казалось бы, неразрешимое противоречие между двумя равнозначными партнерами, что вылилось в соглашение собственников, которое сняло все вопросы и позволило спокойно заниматься развитием компании, не тратя времени и нервы на выяснение взаимоотношений Читать целиком

Управляющий группой компаний ООО «Наша игрушка» И. А. Клепиков

Компания OSTIN рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» как надежного партнера при разработке и проведении Центра оценки (ассессмента), выполняющего работы своевременно и на высочайшем качественном уровне, умело сочетая собственные методики и наработки Заказчика. Читать целиком

Директор по персоналу ООО «Остин» Сафанюк А. М.

Результаты проведенной оценки оказались в высшей степени полезными и практичными, и теперь мы используем их в текущем управлении компанией, при организации обучения и при принятии кадровых решений. Читать целиком

Исполнительный директор, М. В. Скляров

Полезным для нас оказались знакомства с партнерами Консалтинг-Центра «ШАГ»: компаниями, работающими в области ИТ, а также креативного продвижения услуг и продуктов компании через корпоративное видео. Одно из этих знакомств вылилось в продолжительную и очень эффективную работу. Читать целиком

Учредители Компании «Лига»

Наша совместная работа отличалась большой продуктивностью и вместе с тем органичностью проводимых изменений. Благодарим руководство и персонал "Шага" за искреннюю вовлеченность в дела нашей компании. Читать целиком

Е. Р. Сатыев, Генеральный директор

Группа Компаний "Топсервис" хотела бы выразить благодарность Консалтинг - Центру "ШАГ" за предоставленную работу по подготовке "Соглашения совладельцев Группы Компаний "Топсервис". Читать целиком

Президент ГК "Топсервис Савельев А. В.

Руководство "М.видео" считает, что порученная консультантам работа была выполнена на высоком профессиональном уровне, и выражает благодарность Консалтинг-Центру "ШАГ". Читать целиком

Максимов А. Ю., Управляющий Торговой Компании М.ВИДЕО

Руководство компании "Спортмастер" считат, что со всеми поставленными задачами Консалтинг-центр "Шаг" справился полностью в оговоренные сроки. Особо хотелось бы отметить очень внимательное отношение во время работы со стороны специалистов Консалтинг-центра "Шаг" к особенностям и традициям, существующим в нашей компании. Читать целиком

Председатель Совета директоров Компании «Спортмастер» Д. Ю. Дойхен

Компания «СПОРТМАСТЕР» рекомендует привлекать Консалтинг-Центр "ШАГ" при планировании ассортиментной стратегии и при работе с товарным портфелем. Читать целиком

Директор Коммерческого Управления Компании «СПОРТМАСТЕР» Д. Ю. Агеев

Топ-менеджеры проекта «SEPHORA» готовы порекомендовать Консалтинг-Центр «ШАГ», как команду профессионально работающих менеджеров, обладающих необходимыми знаниями в области маркетинга и маркетинговых исследований. Читать целиком

Надеждин К.Ю., Генеральный директор

Компания «Снежная Королева» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» как высокопрофессионального и надежного партнера. Читать целиком

С. В. Куприянова, Генеральный директор

Я могу рекомендовать специалистов Консалтинг-Центра "ШАГ" как грамотных профессиональных консультантов в области маркетинга.  Читать целиком

А. А. Арутюнян, Директор по маркетингу и рекламе сети

Рекомендую Консалтинг-Центр "ШАГ", как команду профессионалов, способных качественно решать задачи проведения структурных изменений в бизнесе, оказывать консалтинговую поддержку не только в проектировании и планировании изменений, но и в реализации конкретных решений, оперативно и гибко реагировать в ходе проекта на изменения задач и приоритетов Заказчика. Читать целиком

А. Л. Ушкова, Генеральный директор

Опираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутых работ, «МСС-Старт»рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной помочь Заказчику развернуть организацию в нужную сторону и получить запланированный результат. Читать целиком

Е. Н. Елизарова, Генеральный директор ЗАО «МСС-Старт»

Рекомендую компанию Шаг как честных и порядочных партнеров, всегда соблюдающих условия договоренностей и занимающих твердую позицию по отношению к обсужденным договоренностям, в моем случае - всегда отстаивающую мою сторону как акционера компании. Также считаю компанию Шаг одним из наиболее профессиональных российских консультантов в области розничной торговли.  Читать целиком

Григорий Кожемякин, Акционер компаний "Старик Хоттабыч" и "Стройдепо"

Консалтинг-Центр "ШАГ" провел стратегическую сессию для нашей Компании. Это было не банальное мероприятие. Мы не просто сформулировали свою стратегию, мы ее нашли. Перебороли стереотипы, увидели заблуждения и нашли в итоге точный ответ, как за короткий срок значительно повысить эффективность и размеры нашей компании. Читать целиком

Константин Винокуров, Генеральный директор

Компания ЗАО "Стройдепо" в лице Генерального директора Тиманова Дмитрия Васильевича довольна результатом сотрудничества и рекомендует Консалтинг-Центр "Шаг" коллегам по рынку. Читать целиком

Д. В. Тиманов, Генеральный директор

Выражаем искреннюю благодарность и признательность специалистам КЦ ШАГ за ответственный и профессиональный подход к работе, открытость в сотрудничестве, за умение построить работу в режиме многозадачности, тем самым давая возможность получить огромное удовольствие как от процесса, так и от результата. Читать целиком

В. А. Фролов, Генеральный директор компании O`STIN

Мы начали работать с КЦ ШАГ в конце 2009 года. К этому времени был достигнут предел роста компании как чисто розничной сети. В результате анализа состояния дел в компании было принято решение о необходимости постановки системы активных продаж. Читать целиком

Генеральный директор Брумирский Д. Г.

Читать целиком

Митько А.Г., Председатель Совета директоров

Консалтинговый центр ШАГ нам помог не только найти такого опытного сотрудника, но и расположить его к ГК Л'Этуаль. Помог найти мотивацию для смены работы и трудоустройства к нам. Ведь headhunting это не только поиск, но и успешное переманивание. Читать целиком

ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» планирует продолжить сотрудничество с консультантами «ШАГ» вплоть до полной реализации предложенного ими плана оптимизации бизнеса нашей операционной компании. Читать целиком

Анна Дубовская, Финансовый директор ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»

Полученный позитивный опыт позволяет ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» рекомендовать Консалтинг-Центр «ШАГ», как команду профессионалов, способных в сжатые сроки увидеть суть проблемы и предложить смелые, но реалистичные пути её решения. Читать целиком

Пресс-служба ЗАО Смарт Лоджистик Групп

По итогам работы Консалтинг-Центра «ШАГ» мы кардинальным образом изменили наш подход к управлению разными бизнесами, входящими в Группу компаний. Читать целиком

Со-президент Группы Компаний «Элфор» Л. Г. Коржавина

Особо хотелось бы отметить благоприятную атмосферу, царившую на тренинге. Доброжелательность в отношениях тренеров и участников а также доступность в изложении материала сделали процесс обучения легким и динамичным. Читать целиком

Марина Новикова, Директор по работе с персоналом

Моим вторым проектом с компанией "Шаг" стал семинар "Создание команды" для сотрудников Центра по обслуживанию клиентов ТелеРосс. Задача усложнялась тем, что все они работают в разных городах, но тем не менее чувство команды нам необходимо. И представителям "Шаг" это удалось! Читать целиком

Елена Карулина, Менеджер по работе с клиентами компании «ТелеРосс»

Я рекомендую консалтинговую фирму "ШАГ" для работы по оценке эффективности организации, разработке и внедрению программы развития для достижения лучшего положения организации. Читать целиком

Фред Ледбеттер, Вице-президент компании GTS Cellular

Step trained our Customer Service team, who is forcing the pace in telco service innovation, with the advantage of being able to focus on a particular market or segment of market with new infrastructure, new supporting systems and carefully selected staff. Читать целиком

Elena Elizarova, Customer Support Manager

Руководство Бизнес-Центра СП «АРТЕЛ» рекомендует живую по форме, профессиональную и качественную по содержанию работу Консультативной фирмы «ШАГ» руководителям коммерческих организаций, работающих на российском рынке. Читать целиком

Майк Эджуорт, Генеральный управляющий

Оплата работы наших продавцов была поставлена в прямую зависимость от качества работы с клиентами, таким образом, ежемесячные отчеты «ШАГа» стали частью технологического цикла нашей Компании. Читать целиком

Директор Департамента по управлению розничной сетью Д. В. Никулин

Прогресс в организации работы управления Департамента налицо, за что мы крайне признательны Консалтинг-Центру. Несомненно, мы будем и впредь обращаться в «ШАГ» за помощью в подборе топ-менеджмента при возникновении такой необходимости. Читать целиком

Генеральный Управляющий, Иванова Ю. И.

Президент «Гелиопарк Групп» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве партнера и помощника любой компании, которой необходимо совершить рывок в своем развитии. Читать целиком

Президент «Гелиопарк Групп» А. И. Гусаков

Также хотел бы отметить, что за время сотрудничества с нашей компанией Консалтинг-Центр "ШАГ" не только зарекомендовал себя как высокопрофессиональная команда опытных специалистов, находящих эффективные пути решения задач, но и как люди, умеющие поддерживать теплые дружественные отношения. Читать целиком

Генеральный менеджер И. В. Ильчук

Мы бесконечно благодарны Консалтинг-Центру «ШАГ» за помощь и участие, мудрые советы и бесценный опыт! Нам совместными усилиями удалось сделать многое, целый жизненный этап остался позади. Мы начинаем следующий этап, на этот раз, самостоятельный, но, безусловно, не прощаемся, а всего лишь говорим «до свиданья!» Читать целиком

Крылов А.С., Генеральный Управляющий

Портал Ритейл.ру рекомендует консультантов ШАГа, как экспертов отрасли высочайшего класса. Читать целиком

Руководитель проекта Retail.ru Наталья Марова

Отчет, представленный консалтинг-центром "Шаг", базируется на результатах, отражающих основные особенности положения дел в Концерне. Диагностика ключевых проблем и анализ тенденций организационного развития Концерна дали возможность руководству Концерна наметить основные стратегические этапы в реформировании и совершенствовании управленческих структур Концерна. Читать целиком

А. И. Евграфов, Председатель Правления ЗАО «Концерн Вечерняя Москва»

Руководство Компании "Рэнк Ксерокс' (СНГ)" благодарит Консультативную фирму "ШАГ" за высокое качество результатов работы по оценке потенциала сотрудников Компании. Читать целиком

И. Симонов, Генеральный директор Rank Xerox — СНГ.

Оценивая совместную работу, хочется отметить высокую степень заинтересованности консультантов "ШАГа" в качественном выполнении поставленной задачи. Консультантов отличает гибкий подход к работе и учет специфики конкретного бизнеса. Они оперативно учитывали наши пожелания, были открыты к обсуждению проблем. Читать целиком

Генеральный Директор М. М. Василенко

Желаем Вам и Вашей компании дальнейшего лидерства в сферах управленческого и корпоративного консультирования, а также системной реализации интересных проектов по формированию нового поколения консультантов. Читать целиком

Лобанова Т.Н.

От имени консультантов нашей Компании благодарю Вас за подготовку старшего консультанта Зотовой Юлии в области организационного консультирования. Качество обучения проявилось в работе Зотовой в последнем проекте. Читать целиком

Президент Консалтинговой компании «ЛАСПИ-ПЛЮС», доцент ф-та психологии МГУ Ерофеев А.К.

От имени консультантов нашей Компании благодарю Вас за подготовку старшего консультанта Зотовой Юлии в области организационного консультирования. Читать целиком

Президент Консалтинговой компании «ЛАСПИ-ПЛЮС», доцент ф-та психологии МГУ Ерофеев А.К.

Управа Гагаринского района оценивает практическую полезность проведенной Консалтинг-Центром "ШАГ" работы и рекомендует к использованию опыт этой работы при реализации градостроительных проектов. Читать целиком

Заместитель Главы Управы С. И. Хмелевский

Управа района Лефортово высоко оценивает практическую пользу от проведенной Вашими специалистами работы. Материалы переданные в районную администрацию помогли нам при встречах с жителями. Читать целиком

Глава Управы Е. Б. Шурыгин

Теперь мы на деле знаем, что КЦ ШАГ заслуживает самых лучших рекомендаций и похвал. Читать целиком

Директор по обучению и развитию Евгений М. Смирнов

Read also:

Интеллект в коробочке: российский рынок систем автоматизации торговли

С увеличением числа магазинов в сети лавинообразно возрастает количество подлежащих учету и анализу…

Материал подготовлен Консалтинг-Центром "ШАГ" 30 May 2007
Таинственные покупатели в салонах связи Москвы: Результаты исследования сетей "Связной" и "DIXIS"

Мы продолжаем исследование качества обслуживания в салонах мобильной связи. Вашему вниманию…

- 24 October 2007
Mystery Shopping в сетевых магазинах обуви

В повседневную практику компаний уже вошел мониторинг цен конкурентов, многие измеряют уровень…

Материал подготовлен Консалтинг-Центром "ШАГ" 5 April 2006
ru
CompanyServicesCasesReviewsExpert viewNewsContactsSearchРусский

Subscribe

Subscribe the terms of personal data processing

Thank You!

Close