Обзор рынка дорожно-строительной техники
Мировой рынок дорожно-строительной техники
Общая характеристика рынка
К основным видам дорожно-строительной техники (ДСТ) относятся краны башенные и автокраны, погрузчики строительные, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, дробилки, оборудование для изготовления бетона.
В 2005 г. опрос 50 крупнейших мировых производителей показал необычный рост отрасли в 2004 г. Объем продаж вырос на 32% и составил $86,9 млн. против $65,8 млн. в 2003 г. Мировой объем продаж ДСТ в штуках в 2004 г. вырос на 18%: 585 460 ед. техники по сравнению с 495 862 в 2003 г. (Off-Highway Research).
Рекордные продажи в 2004 г. зафиксированы в Северной Америке: 205 065 ед. по сравнению с 153 000 в 2003 г. (34% рост).
В Японии продано 61 854 ед. техники; прирост составил 17%.
На 11% вырос рынок Китая, на котором отчетливо обозначилась тенденция увеличения в объеме продаж доли ДСТ собственного производства.
Европейский рынок, на котором наблюдался спад продаж в 2002-2003 гг., также вырос. Объем продаж в 2004 г. — 150 631 ед. (10% рост по сравнению с 2003 г.). На протяжении последних лет свыше 70% западноевропейского рынка сбыта строительной техники приходится на Францию, Италию, Германию и Великобританию.
Емкость российского рынка ДСТ по сравнению с основными мировыми рынками остается невысокой. Эксперты объясняют это неразвитостью экономики РФ, различием в технологии выполнения работ и значительными объемами продаж подержанной техники.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
По оценкам президента Volvo CE Т.Хельша, в 2005 г. рост мирового рынка ДСТ составил 10%.
Ведущие мировые производители строительной техники
На диаграмме 3 приведены лидеры рынка по продажам в 2004 г. (данные «International Construction»).
Диаграмма 3
Компания Caterpillar (США) образована в 1925 г. Входит в список 100 крупнейших промышленных предприятий США и является мировым лидером по производству строительного и горного оборудования, двигателей и промышленных газовых турбин. Продукция компании производятся на 50 предприятиях в США и на 65 предприятиях расположенных в 22 других странах мира. Имеет мощную дилерскую сеть, развернутую более чем в 200 странах мира. Один из ведущих американских экспортеров: до 50% продаж приходится на покупателей за пределами США.
В 2003 г. компания объявила, что сумма продаж составила $22,76 млрд., а прибыль — $1,1 млрд. За 9 месяцев 2004 г. выручка составила $21,68 млрд., а чистая прибыль — $1,48 млрд.
Komatsu (Япония) основана в 1921 г. В послевоенные годы компания совершила гигантский скачок в развитии, быстро превратившись транснациональную корпорацию, крупнейшего производителя строительной, дорожной и горнодобывающей техники. Сегодня группа компаний насчитывает более 160 фирм в 30 странах мира. Головное предприятие Komatsu — Komatsu Ltd. находится в Токио (Япония), и насчитывает 20 заводов, производящих бульдозеры, трубоукладчики, ковшовые погрузчики, грейдеры, самосвалы и т.д. В 2004 г. компанией продано почти 200 000 ед. техники; на нее пришлось 27% продаж землеройной техники в Европе и 40% в мире.
Liebherr (Германия) основана в 1949 г. Сегодня годовой оборот концерна превышает €4 млрд.; в его состав входят 70 компаний. Производит гидравлические экскаваторы и погрузчики, башенные, портовые, контейнерные, гусеничные и колесные краны, трубоукладчики, бульдозеры, карьерные самосвалы, бетоносмесительные заводы и другую технику. Помимо ДСТ производит металлообрабатывающие станки, авиационную и бытовую технику, холодильное оборудование и др. Проектирование и производство концерна сосредоточенно на 25 предприятиях в разных странах мира.
VolvoConstructionEquipment (Швеция) входит в группу компаний Volvo, образованную в 1927 г. Производит и продает оборудование для строительства и других отраслей промышленности. В линейку продукции входят колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы, сочлененные самосвалы, тягачи, самоходные грейдеры и компактная строительная техника. Заводы Volvo CE расположены в Швеции, Германии, Франции, США, Канаде, Бразилии и Корее. Техника Volvo работает более чем в 100 странах мира. Как заявил Президент головной компании Volvo CE Т.Хельшем, рост объема продаж компании на мировом рынке в 2005г. составил 19% и достиг $4,2 млрд.
По итогам 2004 г., доходы от продаж Volvo Group составили $26 млрд., чистая прибыль — $1,2 млрд.
JCB Inc. (Великобритания) создана в 1945 г. Работает на рынке строительной техники (экскаваторы-погрузчики, колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы и др.). Помимо предприятий в Великобритании, имеет заводы в США, Бразилии, Индии.
В 1997 г., чтобы закрепиться на рынке погрузчиков, JCB изобрела собственную версию этих машин — телескопический погрузчик Teletruсk, который не только поднимает грузы вверх, но и перемещает их вперед. JCB выпускает и самый быстрый в мире трактор Fastrac, скорость которого достигает 75 км/час. Сегодня главный козырь компании — эффективные схемы организации производства, позволяющие максимально снизить издержки.
Ни одно из российских предприятий не входит сегодня в список 50 ведущих производителей строительной техники. В то же время, в списке фигурируют 7 китайских компаний, занимающих с 31 по 50 места и показавших в 2004 г. оборот, равный 2,7% от суммарного оборота всех участников рейтинга и 12,2% от оборота лидера списка — компании Caterpillar.
В последние несколько лет производство ДСТ в Китае развивается высокими темпами, прежде всего за счет роста спроса на оборудование на внутреннем рынке. С 1998 г. по 2003 г. объем продаж вырос почти в 4 раза, достигнув 150 021 единиц техники.
Крупнейшее предприятие КНР — Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG), специализирется на разработке, изготовлении и экспорте строительной техники. Компания образована в 1989 г.; в 90-х гг. происходило активное привлечение иностранного капитала и импорт технологий.
Оборот в 2005 г. составил $2050 млн., увеличившись на 1,8% по сравнению с 2004 г. Объем экспорта также увеличился на 117% и составил $120 млн. Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, выпускающих гидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы, и т.д. прилагает большие усилия для развития экспорта. В 2005 г. XCMG экспортировала около 1500 ед. техники.
Российский рынок строительной техники
Общая характеристики рынка
Рост промышленного производства за январь-сентябрь 2005 г. составил 104,0% к соответствующему периоду 2004 г. (Госкомстат). При этом индекс производства машин и оборудования составил 106,6% относительно предыдущего года. По ДСТ производство за 9 месяцев 2005 г. по сравнению с тем же периодом 2004 г. выросло по кранам на автомобильном ходу, бульдозерам, погрузчикам, тракторам, но снизилось по кранам на гусеничном ходу, экскаваторам, автогрейдерам, дробилкам.
Таблица 1. Объемы и темпы роста производства ДСТ в 2004-2005 гг.
2005г., шт. | В % к 2004г. | Декабрь 2005г. | В % к | ||
декабрю 2004г. | ноябрю 2005г. | ||||
краны на автомобильном ходу | 4375 | 111,6 | 401 | 113,9 | 103,1 |
краны башенные | 263 | 105,6 | 27 | 128,6 | 122,7 |
погрузчики строительные | 1352 | 94,5 | 114 | 67,1 | 116,3 |
экскаваторы | 3560 | 100,9 | 326 | 104,5 | 99,4 |
бульдозеры | 1782 | 100,8 | 142 | 91,0 | 100,0 |
автогрейдеры | 962 | 107,1 | 104 | 95,4 | 122,4 |
дробилки | 215 | 80,2 | 25 | 113,6 | 178,6 |
бетоносмесители, тыс.шт. | 30,7 | 176,2 | 2,9 | в 5,4р. | 113,9 |
тракторы на гусеничном ходу | 4133 | 82,3 | 304 | 72,9 | 108,6 |
Лидирующие позиции в российском производстве ДСТ занимают тракторы и краны на автомобильном ходу.
Диаграмма 1
Объем продаж ДСТ в России, включая технику как зарубежного, так и отечественного производства, составил в 2005 г. около $600 млн. рынок быстро рос в 2004 г.: 68%- прирост по сравнению с 2003 г. За первое полугодие 2005 г. прирост составил 60% (НВМ Бизнес Консалтинг).
Производство ДСТ в России отстает от роста продаж, а по некоторым видам даже снижается. Отставание производства ДСТ от роста ее потребления ведет к увеличению доли импорта; на лидирующие позиции по объемам продаж в России начинают выходить зарубежные производители: доля импорта по основным видам техники составляет до 30%.
Сегодня в России эксплуатируется огромный парк отечественных машин, производимых не столько с ориентацией на рыночный спрос, сколько с учетом возможностей морально устаревшего и изношенного оборудования производителей. Длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка привела к тому, что цена потребления российской строительной техники (цена самих машин, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя) оказалась неконкурентоспособной и значительно превышающей среднемировые показатели.
В условиях, когда российская техника проигрывает зарубежной по всем так называемым «4Э» критериям (экономичность, эффективность, эргономичность и экологичность), а также принимая во внимание интеграцию России в мировое экономическое сообщество, возможностью выживания для многих предприятий станет сборка современных моделей из импортных компонентов. Модернизация машин путем замены агрегатов и компонентов на «брэнды» уже приносит первые плоды на рынке. В качестве примера можно привести предприятие из смежной транспортной подотрасли: Ликинский автобусный завод выпускает автобусы, на которых установлены двигатели Caterpiller (США), мосты Raba (Венгрия), КПП Voith AG (Германия) или Allison (США).
Значимым примером применения новых и конверсионных технологий является комплекс технических решений, использованный при создании семейства телескопических кранов АО «Мотовилихинские заводы». Конкурентоспособность кранов обеспечивается исключительно на основе российских разработок: для изготовления длинномерных восьмиметровых цилиндров выдвижения и подъема стрелы использована технология обработки высокоточных артиллерийских стволов.
Другой возможный путь преодоления отставания отрасли можно проиллюстрировать на примере компании КРАНЭКС, которая в 2004 г. разработала новую модель экскаватора ЕК 300-06 совместно со специалистами фирм Deutz (силовая установка), Bosch Rexroth и Hydrauto (гидравлическая система) и Berco (гусеничный ход). По своей надежности и технико-эксплуатационным показателям ЕК 300-06 полностью соответствует лучшим зарубежным аналогам.
Основные экспортеры строительной техники в Россию
Российский рынок ДСТ зарубежные компании начали активно осваивать чуть более 10 лет назад. Тогда спрос на машины и оборудование высокого технического уровня резко возрос.
Первое представительство Caterpillar в России открылось в 1973 г. Затем были созданы представительства в непосредственной близости к предприятиям с большим парком оборудования. В России и странах СНГ создано 49 дилерских центров.
Создание производственной базы в России остается для компании одной из важнейших задач освоения российского рынка. Около $50 млн. инвестировано в строительство завода под С.-Петербургом. Завод работает с 2000 г. и производит комплектующие для строительной техники, экспортируемые на сборочные заводы Германии, Франции, Бельгии, Швеции и Великобритании.
Учитывая технический уровень и стоимость техники, важным шагом в освоении российского рынка стала организация лизинга строительной техники. Несколько лет назад компанией было подписано соглашение с ЕБРР и банком "Райффазен" об открытии кредитной линии в $12 млн. для организации лизинга техники CAT в России. Главным же событием стало открытие в 2002 г. корпорацией Caterpillar Financial Services своего представительства в Москве. CAT Financial предоставляет финансовые и лизинговые услуги для оборудования и техники CAT, как новой, так и бывшей в употреблении.
Другим поставщиком строительной техники в РФ является японская корпорация Komatsu. Еще в 50-х годах прошлого века в страну стали поступать бульдозеры, трубоукладчики, карьерные экскаваторы и другая техника Komatsu, не имеющая отечественных аналогов. Некоторые из этих машин работают и по сей день. За всю историю СССР корпорация Komatsu поставила в общей сложности 22 тыс. ед. строительной техники, причем инженеры и конструкторы Komatsu уже тогда учитывали особенности российского климата, например, суровые сибирские и заполярные зимы.
В связи со стремительным ростом спроса на строительную технику в России и странах СНГ в 2004-2005 гг., Komatsu запланировала увеличить продажи техники на российском рынке в текущем году на 30% и довести объем продаж до $225 млн. Сегодня доля компании на рынке СНГ оценивается в 35%.
По информации ИТАР-ТАСС, в Komatsu изучается вопрос о строительстве сборочного завода в России. Предполагается, что завод cможет выпускать порядка 500 30-тонных экскаваторов в год. В качестве возможных мест строительства завода называются районы, прилегающие к Москве или С.-Петербургу.
Уже с середины 60-х гг. продукция концерна Liebherr появилась на территории бывшего СССР, а в последующие годы этот концерн стал ведущим немецким поставщиком строительных машин в нашу страну.
Для строительного сектора концерн выпускает башенные, мобильные и гусеничные краны, гидравлические и канатные экскаваторы, колесные и гусеничные погрузчики, бульдозеры, трубоукладчики и сварочные агрегаты, самосвалы с ковшовой платформой, а также бетоносмесительную технику. Производство ДСТ составляет 2/3 оборота концерна.
JCB Inc. создана в 1945 г. Производит строительную технику, включая экскаваторы-погрузчики, колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы и др. На российском рынке на компанию приходится свыше 50% продаж экскаваторов-погрузчиков, но в целом по ДСТ доля JCB остается незначительной.
Производить свою технику в России JCB пока не планирует. Как сообщил В. Соколов, председатель Совета директоров "ЛонМАДИ" — российского дилера компании JCB: «В силу дороговизны металла и электроэнергии, низкой производительности труда отечественные детали иногда не могут конкурировать с британскими не только по качеству, но и по ценам».
За последние несколько лет Россия стала важным регионом деятельности для Volvo Group. Объем продаж Volvo Construction Equipment (VCE) в России за последние 3 года увеличился в 3 раза.
В числе перспективных в России VCE рассматривает Центральный, Уральско-Сибирский, Южный и Дальневосточный регионы.
Глава российского представительства VCE Т. Кута сообщил, что компания планирует довести в 2006 г. объем продаж строительной техники в России до 400 ед. (рост 33%). К 2008 г. компания намерена занять около 17,5% российского рынка импортной строительной техники. Для этого она планирует развивать дилерскую сеть и сотрудничать с региональными субдилерами (в настоящее время компания имеет в регионах России 11 сервисных служб). Также компания планирует довести поставки запчастей на российский рынок до 90%.
Все строители знают, что в Китае дешевое строительное оборудование, но мало кто знает, насколько оно качественное и можно ли его использовать на нашем рынке. Пока оно не дотягивает по качеству до европейского уровня, но китайцы очень быстро подстраиваются.
Guanxi Liugong Machinery Group Co., Ltd. и др., привлекая технологии Komatsu, Caterpillar, уже торгуют в восточной части России, опираясь на традиционную любовь российских строителей к этим брэндам. Происхождение технологий обеспечивает приемлемый уровень качества, а цена подкупает своей доступностью.
Первая техника производства Guanxi Liugong Machinery Co., Ltd. была ввезена к нам два года назад. Продажей и сервисным обслуживанием техники Liugong в России занимается ООО «Уральский завод «Погрузчик» — совместное предприятие группы российских предпринимателей и компании Guanxi Liugong Machinery Co., Ltd. Создано в начале 2005 г. для организации в России дилерской сети по продаже и обслуживанию техники Liugong.
На сегодняшний день сервисные службы работают в Москве, С.-Петербурге, Челябинске, Ярославле, Ростове-на-Дону, Брянске, Нижнем Новгороде, Нижневартовске, Кемерово, Сургуте, Перми и Новосибирске, к началу 2006 г. должны открыться в Хабаровске, Магадане и Чите.
На предприятии ведется активная подготовка сборочного производства. К концу 2006 г. завод планирует изготавливать 30% деталей, которые будут применяться в России для сборки техники Liugong.
Производство автокранов
В III кв. 2005 г. продолжился рост производства автокранов — за I кв. он составил 10,1%, по итогам полугодия — 11,7%, а за три кв. — 12,2%. Рост общероссийского производства обеспечивается ростом производства на 3-х основных предприятиях-производителях (совокупная доля 77%).
В России в 2005 г. 26 производителей выпустили более 4000 автокранов и гидроманипуляторов. Это больше, чем выпуск экскаваторов всех размерных групп, а также чем всех вместе взятых бульдозеров, автогрейдеров и погрузчиков.
Лидирующее место в производстве автокрановой техники на протяжении многих лет занимает ивановское ОАО «Автокран» — 39% производства всех автокранов в РФ. В 2004 г. заводом было произведено 1557 ед. техники. Темпы наращивания производства автокранов «Ивановец» за указанный период составили 16%.
ОАО «Автокран» активно ищет пути выхода на внешние рынки, расширяя экспансию в страны СНГ. Важной частью политики экспорта станет, в частности, 100-тонный КС-8973, предназначенный для мостостроителей, нефтегазовых компаний, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов и других организаций, выполняющих уникальные проекты по монтажу крупногабаритных конструкций. Новинка стоимостью €750 тыс. будет конкурировать с моделями Grove, Liebherr и Terex-Demag. ОАО «Автокран» — единственное краностроительное предприятие в России, получившее сертификат системы менеджмента качества предприятия по международному стандарту DIN EN ISO 9000:2001.
Вторым по объему производства крановой техники на протяжении многих лет является Галичский автокрановый завод (ГАКЗ) — 20% от всего выпуска в РФ по итогам 2004 г. С 1982 г. завод выпустил более 8500 автокранов «Галичанин». В 2005 г. рост производства составил 19%.
Замыкает тройку лидеров Клинцовский автокрановый завод (ОАО «КАЗ»). По сравнению с 2004 г. выпуск автокранов вырос на 20%. Это предприятие, работавшее в системе сельхозобеспечения, после ликвидации в 1995 г. Союзсельхозтехники потеряло традиционный рынок сбыта. Спасение производства стало возможным благодаря альянсу с ОАО «ГАКЗ» при посредничестве московской фирмы «Кудесник». Суммарная доля производства по отрасли составила 15,5% (627 автокранов в 2005 г.), увеличившись по сравнению с 2004 г. на 2,5%.
Остальные 23 российских завода смогли освоить только 23% рынка. Ближайший к лидерам Челябинский механический завод выпустил в 2004 г. 256 машин.
Производство экскаваторов
В натуральном выражении выпуск экскаваторов в январе–сентябре 2005 г. был меньше соответствующего периода 2004 г. на 63 ед. Более чем 15%-ный рост производства на крупнейшем производителе экскаваторов ОАО «Тверской экскаватор» (доля 44%) и рост выпуска в ПО «Интер-Дон» и на ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод при Спецстрое России», входящих в пятерку крупнейших производителей, не смог компенсировать падения производства на других предприятиях. Особенно крупное снижение зафиксировано в ОАО «САРЭКС» (61,4% к январю-сентябрю 2004 г.).
Лидером российского производства экскаваторов остается на сегодня ОАО «ТВЭКС», предлагающий на рынке 11 базовых моделей экскаваторов и более 100 их модификаций.
ПО «Интер-Дон» организовано в 1996 году как предприятие по производству и продаже экскаваторов ЭО-2101 и ЭО-2202 на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ. На экскаваторы устанавливаются различные виды навесного оборудования: сменные ковши различной емкости, сменный зуб-рыхлитель, гидромолот ГПМ-120, сварочная установка ЕУ-10 и т.д. Разработаны и подготавливаются к выпуску модели миниэкскаваторов с объемом ковша менее 0.2 м³ и экскаваторы со смещаемой осью копания.
История ОАО "САРЭКС" восходит к 1943 г., когда в г.Саранске было создано моторемонтное предприятие, перепрофилированное в 1959 г. на выпуск экскаваторов. В 1990 г. "Саранский экскаваторный завод" приватизирован и преобразован в акционерное общество "САРЭКС".
Ныне "САРЭКС" — один из крупнейших в России производителей экскаваторов на базе колесных тракторов МТЗ-80/82, ЛТЗ-60АВЭ, ЮМЗ-6АК. Кроме традиционных видов продукции предприятие выпускает универсальную машину для замены железнодорожных шпал и широкий спектр сельскохозяйственной техники.
Производство бульдозеров
За 3 квартала 2005 г. было произведено на 74 машины больше, чем за соответствующий период 2004 г., хотя ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и снизило производство на 42 машины.
Старейший в СНГ производитель бульдозеров — Челябинский тракторный завод, который представляет на рынке ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Предприятие специализируется в основном на средних бульдозерах. Чебоксарский «Промтрактор», напротив, специализируется на тяжелых бульдозерах.
Производство строительных погрузчиков
По итогам 9 месяцев в производстве погрузчиков отмечен небольшой рост по сравнению с соответствующим периодом 2004 г.
ФГУП «ПО Уралвагонзавод» построен в годы первых пятилеток (1931-1936 гг.) как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса. В настоящее время выпускает около 100 наименований продукции: военную технику, дорожно-строительные машины, вагоны, цистерны и т.д.
Производство автогрейдеров
По итогам 3-х кварталов 2005 г. еще сохранялось отставание от объемов производства 2004 г., однако уже не очень значительное — 1,5%, тогда как по итогам I кв. отставание составляло 19,4%, а по итогам полугодия — 15,1%.
АООТ "Брянский арсенал" является правопреемником Брянского завода дорожных машин, с 1946 г. переданного в ведение Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Сегодня основными рынками потребления выпускаемой заводом продукции являются регионы России, а также Казахстан, Украина, Литва, Республики Средней Азии, Ирак.
Орловское ЗАО «Дормаш» специализируется на производстве автогрейдеров среднего класса. До 40% продукции составляют экспортные поставки. Потребителями продукции завода являются регионы России, предприятия стран СНГ, Восточной Европы, Латинской Америки.
Челябинские строительно-дорожные машины (прежде завод им. Колющенко) ведет свою историю с 1898 г. как "Товарищество "Столль и К", выпускавшее сельскохозяйственную технику. Во время войны производил знаменитые реактивные установки " Катюша". После войны перепрофилирован на выпуск ДСТ: бульдозеров, скреперов, автогрейдеров. В 2001 г. вошел во всероссийский холдинг "РусПромАвто". В настоящее время выпускает спецтехнику: тяжелые автогрейдеры, фронтальные погрузчики. Бульдозер среднего класса ТС-10 "Добрыня" выпускается с немецкой гидростатикой Bosch Rexroth.
Производство тракторов
На протяжении 2005 г. ситуация в производстве отечественных тракторов практически не меняется: хотя на различных предприятиях ситуация может складываться по-разному, в целом выпуск машин устойчиво растет. Рост производства тракторов за 3 квартала этого года к уровню января–сентября 2004 г.составил 22%.
Сравнительная эффективность предприятий отрасли
Таблица 2. TP-Index1 TP-Index предприятий отрасли
Даже беглый взгляд, брошенный на таблицу, позволяет отметить две любопытные особенности.
Первая — это достаточно высокий темп роста оборота ведущих западных игроков отрасли в истекшем году. Индекс роста в 20,7 % выглядит намного более впечатляющим, чем, например, 8%-й рост ведущих западных компаний в IT-отрасли, отмеченный в обзоре предыдущего выпуска. Наиболее высокий темп роста (34,6%) продемонстрировала Joy Global, Inc. из штата Милуоки, США, специализирующаяся на разработке и выпуске горнодобывающих машин и оборудования.
Единственная российская компания, опубликовавшая сравнительный прирост оборота, также впечатляет этим показателем: у знаменитого ПО Уралвагонзавод годовой оборот вырос более чем вдвое — на 102,5%.
К сожалению, вновь весьма удручающе выглядит сравнение отечественных и западных компаний по параметрам продуктивности. TP-индекс западных и отечественных лидеров машиностроения, как и в большинстве других производственных отраслей, различается на на порядки. Лучше всех выглядящие российские предприятия Галичский автокрановый завод и ПО Уралвагонзавод отстают от среднего значения TP-индекс западных машиностроителей чуть больше, чем в 10 раз. А, к примеру, Ивановский «Автокран», безусловный лидер в своей нише рынка, демонстрирует показатель производительности, отличающийся от западных аналогов больше, чем в 18 раз. Естественно, что выпуск конкурентоспособной продукции в этих условиях весьма проблематичен.
[1] TP-index (Turnover–to-Personnel index) — показывает отношение годового оборота к среднесписочному количеству сотрудников предприятия. TP-index — один из самых простых и надежных способов сравнительной оценки эффективности работы предприятий.
Publisher: Журнал «Лица бизнеса» 3 May 2006Materials:
Reviews
NextХочу отметить высокий профессионализм консультантов Консалтинг-Центра «ШАГ» и надеюсь на дальнейшее успешное сотрудничество. Читать целиком →
Начальник Управления привлечения и развития персонала АО СУЭК А. В. ФоминПредставительство коммандитного товарищества «Доктор Вильмар Швабе Гмбх &Ко.КГ» выражает благодарность Владимиру Хомутову, партнеру Консалтинг-Центра «ШАГ» за проведенный тренинг «Финансы для нефинансовых менеджеров». Читать целиком →
Максимова Лариса Анатольевна, Глава представительстваЯ могу смело сказать, что на сегодняшний день идеальным помощником для перестройки взглядов и подходов существующего менеджмента компании в правильное русло выступает Консалтинг-Центр «ШАГ». Читать целиком →
Генеральный Директор С. С. НикитенкоРуководство ООО «Центр-Процессинг» обратилось в Консалтинг- Центр «ШАГ» в тот момент, когда нам понадобилась внешняя оценка управленческого и профессионального потенциала наших сотрудников. В соответствии с нашим запросом консультанты КЦ «ШАГ» провели ассессмент топ-менеджеров компании и подготовили персональные резюме. Читать целиком →
Генеральный директор РЕДЬКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧМы довольные Компанией ШАГ и рекомендуем рассмотреть их для сотрудничества. Если ко мне обратятся представители среднего и крупного бизнеса, я рекомендую сотрудничество с Компанией ШАГ. Читать целиком →
Генеральный директор Тольбаев Б.Опираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутого маркетингового исследования, Банк «Петрокоммерц» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной провести сложные многоуровневые исследования рынка, подготовить аналитический материал, необходимый в условиях объективного дефицита рыночной информации. Читать целиком →
В. А. Виноградов, Первый Вице-Президент ОАО Банк «Петрокоммерц»Мы рекомендуем Консалтинг-центр "ШАГ" как профессиональную команду консультантов по управлению. Читать целиком →
Генеральный директор Н. В. РедькоМы рекомендуем Консалтинг-Центр «ШАГ» как профессиональную команду специалистов по управлению бизнесом, качественно и в срок решающую поставленные перед ней задачи. Читать целиком →
Вице-Президент-начальник Департамента регионального бизнеса Ю. С. КацОпираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутых работ, «Элекснет» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной не просто получить необходимый заказчику ближайший результат, но и решить поставленную перед ним задачу, исходя из стратегических перспектив развития бизнеса. Читать целиком →
Ю. И. Локотцов, Генеральный директор ООО «Элекснет»Следует отметить, что консультанты фирмы "ШАГ" используют уникальные формы и методы работы, которые не только обеспечивали им достижение желаемого результата в чрезвычайно короткие сроки, но и приводили руководство Корпорации к решениям, максимально удовлетворяющим всех участников. Читать целиком →
Президент Г. В. ДувановРабота была выполнена тщательно и качественно, без заметных помех рабочему процессу. Результаты работы существенно расширили понимание руководством и всем персоналом компании имеющихся проблем и задач, и стали важным подспорьем в проводимой нами реорганизации. Читать целиком →
Президент ЗАО «Страховое Акционерное Общество Россия» А. В. РазуваевООО «Г.А.И.» благодарит Консалтинг-Центр ШАГ и персонально Елену Кисель, выполнившую для нас этот запрос. Мы рекомендуем ШАГ как компанию, способную на высочайшем уровне решать задачи по подбору кандидатов на высшие менеджерские позиции. Читать целиком →
Генеральные директор ООО «Г.А.И.» Волкова Н. А.В прошлом мы привлекали Консалтинг-Центр «ШАГ» для решения задач развития бизнеса, теперь мы можем рекомендовать их и как профессионалов в области закрытия бизнеса. Читать целиком →
Президент Группы компаний «Ведис»На основе нашего опыта сотрудничества хотелось бы пожелать чётче формулировать проблемы и проявлять большую смелость и настойчивость в предложениях по улучшению, быть категоричнее в достижении поставленных целей. Читать целиком →
Генеральный Директор Горяинов М. В.Мы надеемся, что Ваша компания продолжить работу в данном направлении и обратит свое внимание на стремительно растущий рынок АСКУЭ в России и за рубежом. Читать целиком →
Главный специалист, Голиков В. В.Консалтинг-Центр «ШАГ» характерен высоким, в целом, интеллектуальным уровнем своих сотрудников, широко известных в среде родственных организаций, а также, наряду с наличием собственных методик и процедур, отличным пониманием условий бизнеса в России и проблем своих заказчиков. Читать целиком →
Генеральный директор ЗАО «РОКСА» Д. Е. КитченкоМы высоко ценим "Шаг" за практические знания и опыт, за умение приводить разные группы людей к цели, за творческую организацию принятия решения, за честность и порядочность. Читать целиком →
Генеральный директор ООО «Финансово-промышленная корпорация САТОРИ» A. B. ГусаровООО "Организатор" высоко оценивает практическую полезность поведенной Консалтинг-Центром "ШАГ" работы и рекомендует этот опыт к использованию при реализации градостроительных объектов. Читать целиком →
Генеральный директор Г. И. МуравинНастоящим руководство компании ЗАО Энергосистемы и технологии выражает свою благодарность Евгению Николаевичу Емельянову - руководителю и владельцу консалтинговой компании ШАГ за тесное и плодотворное сотрудничество. Читать целиком →
Андрианов Б.В., Генеральный директорБлагодарю Евгения Николаевича Емельянова и Любовь Максовну Горбунову, Партнеров Консалтинг-Центра «ШАГ», за помощь в переосмыслении ведения моего бизнеса. Читать целиком →
Владелец сети обувных магазинов «Лапоток» Заглумонин С. Ю.Провели большую работу и помогли разрешить, казалось бы, неразрешимое противоречие между двумя равнозначными партнерами, что вылилось в соглашение собственников, которое сняло все вопросы и позволило спокойно заниматься развитием компании, не тратя времени и нервы на выяснение взаимоотношений Читать целиком →
Управляющий группой компаний ООО «Наша игрушка» И. А. КлепиковКомпания OSTIN рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» как надежного партнера при разработке и проведении Центра оценки (ассессмента), выполняющего работы своевременно и на высочайшем качественном уровне, умело сочетая собственные методики и наработки Заказчика. Читать целиком →
Директор по персоналу ООО «Остин» Сафанюк А. М.Результаты проведенной оценки оказались в высшей степени полезными и практичными, и теперь мы используем их в текущем управлении компанией, при организации обучения и при принятии кадровых решений. Читать целиком →
Исполнительный директор, М. В. СкляровПолезным для нас оказались знакомства с партнерами Консалтинг-Центра «ШАГ»: компаниями, работающими в области ИТ, а также креативного продвижения услуг и продуктов компании через корпоративное видео. Одно из этих знакомств вылилось в продолжительную и очень эффективную работу. Читать целиком →
Учредители Компании «Лига»Наша совместная работа отличалась большой продуктивностью и вместе с тем органичностью проводимых изменений. Благодарим руководство и персонал "Шага" за искреннюю вовлеченность в дела нашей компании. Читать целиком →
Е. Р. Сатыев, Генеральный директорГруппа Компаний "Топсервис" хотела бы выразить благодарность Консалтинг - Центру "ШАГ" за предоставленную работу по подготовке "Соглашения совладельцев Группы Компаний "Топсервис". Читать целиком →
Президент ГК "Топсервис Савельев А. В.Руководство "М.видео" считает, что порученная консультантам работа была выполнена на высоком профессиональном уровне, и выражает благодарность Консалтинг-Центру "ШАГ". Читать целиком →
Максимов А. Ю., Управляющий Торговой Компании М.ВИДЕОРуководство компании "Спортмастер" считат, что со всеми поставленными задачами Консалтинг-центр "Шаг" справился полностью в оговоренные сроки. Особо хотелось бы отметить очень внимательное отношение во время работы со стороны специалистов Консалтинг-центра "Шаг" к особенностям и традициям, существующим в нашей компании. Читать целиком →
Председатель Совета директоров Компании «Спортмастер» Д. Ю. ДойхенКомпания «СПОРТМАСТЕР» рекомендует привлекать Консалтинг-Центр "ШАГ" при планировании ассортиментной стратегии и при работе с товарным портфелем. Читать целиком →
Директор Коммерческого Управления Компании «СПОРТМАСТЕР» Д. Ю. АгеевТоп-менеджеры проекта «SEPHORA» готовы порекомендовать Консалтинг-Центр «ШАГ», как команду профессионально работающих менеджеров, обладающих необходимыми знаниями в области маркетинга и маркетинговых исследований. Читать целиком →
Надеждин К.Ю., Генеральный директорКомпания «Снежная Королева» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» как высокопрофессионального и надежного партнера. Читать целиком →
С. В. Куприянова, Генеральный директорЯ могу рекомендовать специалистов Консалтинг-Центра "ШАГ" как грамотных профессиональных консультантов в области маркетинга. Читать целиком →
А. А. Арутюнян, Директор по маркетингу и рекламе сетиРекомендую Консалтинг-Центр "ШАГ", как команду профессионалов, способных качественно решать задачи проведения структурных изменений в бизнесе, оказывать консалтинговую поддержку не только в проектировании и планировании изменений, но и в реализации конкретных решений, оперативно и гибко реагировать в ходе проекта на изменения задач и приоритетов Заказчика. Читать целиком →
А. Л. Ушкова, Генеральный директорОпираясь на позитивный опыт, полученный в ходе проведения вышеупомянутых работ, «МСС-Старт»рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве компании, способной помочь Заказчику развернуть организацию в нужную сторону и получить запланированный результат. Читать целиком →
Е. Н. Елизарова, Генеральный директор ЗАО «МСС-Старт»Рекомендую компанию Шаг как честных и порядочных партнеров, всегда соблюдающих условия договоренностей и занимающих твердую позицию по отношению к обсужденным договоренностям, в моем случае - всегда отстаивающую мою сторону как акционера компании. Также считаю компанию Шаг одним из наиболее профессиональных российских консультантов в области розничной торговли. Читать целиком →
Григорий Кожемякин, Акционер компаний "Старик Хоттабыч" и "Стройдепо"Консалтинг-Центр "ШАГ" провел стратегическую сессию для нашей Компании. Это было не банальное мероприятие. Мы не просто сформулировали свою стратегию, мы ее нашли. Перебороли стереотипы, увидели заблуждения и нашли в итоге точный ответ, как за короткий срок значительно повысить эффективность и размеры нашей компании. Читать целиком →
Константин Винокуров, Генеральный директорКомпания ЗАО "Стройдепо" в лице Генерального директора Тиманова Дмитрия Васильевича довольна результатом сотрудничества и рекомендует Консалтинг-Центр "Шаг" коллегам по рынку. Читать целиком →
Д. В. Тиманов, Генеральный директорВыражаем искреннюю благодарность и признательность специалистам КЦ ШАГ за ответственный и профессиональный подход к работе, открытость в сотрудничестве, за умение построить работу в режиме многозадачности, тем самым давая возможность получить огромное удовольствие как от процесса, так и от результата. Читать целиком →
В. А. Фролов, Генеральный директор компании O`STINМы начали работать с КЦ ШАГ в конце 2009 года. К этому времени был достигнут предел роста компании как чисто розничной сети. В результате анализа состояния дел в компании было принято решение о необходимости постановки системы активных продаж. Читать целиком →
Генеральный директор Брумирский Д. Г.Консалтинговый центр ШАГ нам помог не только найти такого опытного сотрудника, но и расположить его к ГК Л'Этуаль. Помог найти мотивацию для смены работы и трудоустройства к нам. Ведь headhunting это не только поиск, но и успешное переманивание. Читать целиком →
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» планирует продолжить сотрудничество с консультантами «ШАГ» вплоть до полной реализации предложенного ими плана оптимизации бизнеса нашей операционной компании. Читать целиком →
Анна Дубовская, Финансовый директор ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»Полученный позитивный опыт позволяет ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» рекомендовать Консалтинг-Центр «ШАГ», как команду профессионалов, способных в сжатые сроки увидеть суть проблемы и предложить смелые, но реалистичные пути её решения. Читать целиком →
Пресс-служба ЗАО Смарт Лоджистик ГруппПо итогам работы Консалтинг-Центра «ШАГ» мы кардинальным образом изменили наш подход к управлению разными бизнесами, входящими в Группу компаний. Читать целиком →
Со-президент Группы Компаний «Элфор» Л. Г. КоржавинаОсобо хотелось бы отметить благоприятную атмосферу, царившую на тренинге. Доброжелательность в отношениях тренеров и участников а также доступность в изложении материала сделали процесс обучения легким и динамичным. Читать целиком →
Марина Новикова, Директор по работе с персоналомМоим вторым проектом с компанией "Шаг" стал семинар "Создание команды" для сотрудников Центра по обслуживанию клиентов ТелеРосс. Задача усложнялась тем, что все они работают в разных городах, но тем не менее чувство команды нам необходимо. И представителям "Шаг" это удалось! Читать целиком →
Елена Карулина, Менеджер по работе с клиентами компании «ТелеРосс»Я рекомендую консалтинговую фирму "ШАГ" для работы по оценке эффективности организации, разработке и внедрению программы развития для достижения лучшего положения организации. Читать целиком →
Фред Ледбеттер, Вице-президент компании GTS CellularStep trained our Customer Service team, who is forcing the pace in telco service innovation, with the advantage of being able to focus on a particular market or segment of market with new infrastructure, new supporting systems and carefully selected staff. Читать целиком →
Elena Elizarova, Customer Support ManagerРуководство Бизнес-Центра СП «АРТЕЛ» рекомендует живую по форме, профессиональную и качественную по содержанию работу Консультативной фирмы «ШАГ» руководителям коммерческих организаций, работающих на российском рынке. Читать целиком →
Майк Эджуорт, Генеральный управляющийОплата работы наших продавцов была поставлена в прямую зависимость от качества работы с клиентами, таким образом, ежемесячные отчеты «ШАГа» стали частью технологического цикла нашей Компании. Читать целиком →
Директор Департамента по управлению розничной сетью Д. В. НикулинПрогресс в организации работы управления Департамента налицо, за что мы крайне признательны Консалтинг-Центру. Несомненно, мы будем и впредь обращаться в «ШАГ» за помощью в подборе топ-менеджмента при возникновении такой необходимости. Читать целиком →
Генеральный Управляющий, Иванова Ю. И.Президент «Гелиопарк Групп» рекомендует Консалтинг-Центр «ШАГ» в качестве партнера и помощника любой компании, которой необходимо совершить рывок в своем развитии. Читать целиком →
Президент «Гелиопарк Групп» А. И. ГусаковТакже хотел бы отметить, что за время сотрудничества с нашей компанией Консалтинг-Центр "ШАГ" не только зарекомендовал себя как высокопрофессиональная команда опытных специалистов, находящих эффективные пути решения задач, но и как люди, умеющие поддерживать теплые дружественные отношения. Читать целиком →
Генеральный менеджер И. В. ИльчукМы бесконечно благодарны Консалтинг-Центру «ШАГ» за помощь и участие, мудрые советы и бесценный опыт! Нам совместными усилиями удалось сделать многое, целый жизненный этап остался позади. Мы начинаем следующий этап, на этот раз, самостоятельный, но, безусловно, не прощаемся, а всего лишь говорим «до свиданья!» Читать целиком →
Крылов А.С., Генеральный УправляющийПортал Ритейл.ру рекомендует консультантов ШАГа, как экспертов отрасли высочайшего класса. Читать целиком →
Руководитель проекта Retail.ru Наталья МароваОтчет, представленный консалтинг-центром "Шаг", базируется на результатах, отражающих основные особенности положения дел в Концерне. Диагностика ключевых проблем и анализ тенденций организационного развития Концерна дали возможность руководству Концерна наметить основные стратегические этапы в реформировании и совершенствовании управленческих структур Концерна. Читать целиком →
А. И. Евграфов, Председатель Правления ЗАО «Концерн Вечерняя Москва»Руководство Компании "Рэнк Ксерокс' (СНГ)" благодарит Консультативную фирму "ШАГ" за высокое качество результатов работы по оценке потенциала сотрудников Компании. Читать целиком →
И. Симонов, Генеральный директор Rank Xerox — СНГ.Оценивая совместную работу, хочется отметить высокую степень заинтересованности консультантов "ШАГа" в качественном выполнении поставленной задачи. Консультантов отличает гибкий подход к работе и учет специфики конкретного бизнеса. Они оперативно учитывали наши пожелания, были открыты к обсуждению проблем. Читать целиком →
Генеральный Директор М. М. ВасиленкоЖелаем Вам и Вашей компании дальнейшего лидерства в сферах управленческого и корпоративного консультирования, а также системной реализации интересных проектов по формированию нового поколения консультантов. Читать целиком →
Лобанова Т.Н.От имени консультантов нашей Компании благодарю Вас за подготовку старшего консультанта Зотовой Юлии в области организационного консультирования. Качество обучения проявилось в работе Зотовой в последнем проекте. Читать целиком →
Президент Консалтинговой компании «ЛАСПИ-ПЛЮС», доцент ф-та психологии МГУ Ерофеев А.К.От имени консультантов нашей Компании благодарю Вас за подготовку старшего консультанта Зотовой Юлии в области организационного консультирования. Читать целиком →
Президент Консалтинговой компании «ЛАСПИ-ПЛЮС», доцент ф-та психологии МГУ Ерофеев А.К.Управа Гагаринского района оценивает практическую полезность проведенной Консалтинг-Центром "ШАГ" работы и рекомендует к использованию опыт этой работы при реализации градостроительных проектов. Читать целиком →
Заместитель Главы Управы С. И. ХмелевскийУправа района Лефортово высоко оценивает практическую пользу от проведенной Вашими специалистами работы. Материалы переданные в районную администрацию помогли нам при встречах с жителями. Читать целиком →
Глава Управы Е. Б. ШурыгинТеперь мы на деле знаем, что КЦ ШАГ заслуживает самых лучших рекомендаций и похвал. Читать целиком →
Директор по обучению и развитию Евгений М. СмирновRead also:
С увеличением числа магазинов в сети лавинообразно возрастает количество подлежащих учету и анализу…
Материал подготовлен Консалтинг-Центром "ШАГ" 30 May 2007Мы продолжаем исследование качества обслуживания в салонах мобильной связи. Вашему вниманию…
- 24 October 2007В повседневную практику компаний уже вошел мониторинг цен конкурентов, многие измеряют уровень…
Материал подготовлен Консалтинг-Центром "ШАГ" 5 April 2006